Как научить ребенка лучше писать диктанты? - Littleone 2006-2009
Архив форума 04.2006 - 04.2009

Вернуться   Littleone 2006-2009 > Все о детях > Младшие школьники



 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 23-09-2007, 22:46     #1
Ранимая Натура
Мега-элита
 
Зарегистрирован: Apr 2007
Адрес: Приморский район
Сообщения: 3 566
Ранимая Натура отсутствует


М ы в 3 классе. Заметила, что диктанты стал писать плоховато, хотя по русскому 5. Стал ошибаться в безударных гласных. Решили писать дома каждый день по диктанту. А чем еще можно помочь?
Особенно хотелось бы услышать мнение Просто Учителя!
Спасибо
И еще: как дома тренироваться писать изложения? Каков порядок поступенчато в классе?
Старый 23-09-2007, 23:06     #2
Глеб Егорыч
Эра милосердия
 
Профиль Глеб Егорыч
 
Зарегистрирован: Feb 2004
Адрес: В.О., Корабли
Сообщения: 11 511
Глеб Егорыч отсутствует


у вас учитель не менялся, и при этом результаты диктантов ухудшаются?

Я, конечно, не Просто Учитель, но осмелюсь высказаться.

Тренировка - путь выработки навыка, это верно. Но диктант это целый комплекс навыков. Не выявиви причину ухудшения, ежедневное написание диктантов будет приносить не очень высокие результаты, зато давать высокую утомляемость.

Если вы знаете что есть проблема с конкретной орфограммой - значит, работать надо в двух направлениях:
1) отработать непосредственно безударные гласные, т.е. помочь ребёнку уверенно пользоваться правилами и применять их на практике
2) ВИДЕТЬ орфограмму, т.е. распознавать безударные гласные, видеть "скользкие" места в слове и своевременно проверять себя.

Есть такой приём - называется "дырчатое письмо". Он как раз и позволяет концентрировать внимание ребёнка на сомнительных местах в тексте и вовремя видеть слова, в написании которых есть сомнения.
Смысл приёма в том, что при записи слова ребёнок анализирует ситуацию. Если он понимает, что в слове есть безударная гласная (или любая другая трудная для него орфограмма) - разрешается до конца диктовки текста пропустить место, на котором должна быть буква, в написании которой он сомневается (например, допустимо написать "т.чилка" вместо "точилка"). После того, как продиктован весь текст - начинается этап проверки, зачитывается в медленном темпе снова весь текст, по окончании каждого предложения делаются паузы для того, чтобы ребёнок мог проверить написанное. В домашних условиях каждую пропущенную букву ребёнок восстанавливает, озвучивая свои рассуждения (например: "т.чилка" - я засомневался, О или А надо писать. Это безударная гласная в корне, подбираю проверочное слово - тОчит, значит надо писать тОчилка, вписываю букву О).

Такая работа идёт в медленном темпе, но позволяет довести до автоматизма алгоритм рассуждений при проверке безударных гласных и даёт возможность научиться видеть "ошибкоопасные" места.

Ещё одной причиной ошибок в словах с безударной гласной является проблема с подбором проверочных слов. Для расширения словарного запаса можно играть в "гнездо слов" - устроить соревнование, кто больше однокоренных слов подберёт к заданному слову.

Вообще приём "писать дома каждый день по диктанту" меня несколько смущает тем, что проведение диктанта должно соответствовать методическим требованиям. Не все родители знают их и иногда при задиктовывании текста только усугубляют проблему, а не помогают решить её.
Старый 23-09-2007, 23:30     #3
Ранимая Натура
Мега-элита
 
Зарегистрирован: Apr 2007
Адрес: Приморский район
Сообщения: 3 566
Ранимая Натура отсутствует


Я уже раньше знала, что вы умница, но сейчас вы вообще взлетели до небес в моем воспаленном и усталом мамском мозгу!
Спасибо вам болшое за ответ - очень полезно!
В том-то и дело, что я не уверена, что диктую правильно... Но и дома, и в школе в этом году стал писать хуже. Летом не занимались вообще, зрение падает сильно, берегли глаза - видимо забыл он, и навык потерял на безударную! Проверочные находит, хоть и не на ура, а вот автоматизм проверки пропал - чутье что ли какое-то хоть примитивное.
Так что обязательно будем пробовать дырчатое письмо!!! ТОлько вот еще бы в школе пока не автоматизируем как-то его применить... Только боюсь, что он в классе будет некторые дырки забывать...

А подругу все еще уговариваю проверить резвитие речи у чада.. - Помните, спрашивала у вас - она комплексует и пытается избегать стресса - по врачам не таскать,. Сдвиги у них некоторые есть, но в 2,8 девочка говорит мало, слова заменяет на слгоги, предложения почти не использует...
Старый 23-09-2007, 23:53     #4
Глеб Егорыч
Эра милосердия
 
Профиль Глеб Егорыч
 
Зарегистрирован: Feb 2004
Адрес: В.О., Корабли
Сообщения: 11 511
Глеб Егорыч отсутствует


ZyZa, спасибо, но ничего супернеобычного я не написала, просто хочется обезопасить родителей и детей от ситуации, когда все дружно ломают дрова и портят друг другу нервы.

В ваших условиях, когда ещё и зрение падает - тем более, лишняя нагрузка в виде дополнительных диктантов скорее всего, даст обратный результат. Поэтому, думаю, вам учиться правильному задиктовыванию не стОит, лучше освоить полезные игровые приёмы, с помощью которых вы сможете помочь ребёнку.

Мои предложения:
1) сообщите учителю, что вы обнаружили такую проблему и будете дома стараться её решить. Если будете использовать "дырчатое письмо" - предупредите, т.к. первое время могут встречаться пропуски букв - чтобы учитель не удивлялась. Кстати, приём этот относительно новый и малоизвестный (хотя я его применяла в 5 классе). Вот здесь о нём упоминается, больше в интернете информации о нём не нашла, мне о нём известно из опыта старших товарищей.
2) сообщите ребёнку, что вы волнуетесь и переживаете за его успехи и очень хотите помочь. Особенно учитывая, что у него садится зрение - хотите помочь ему добиваться хороших результатов, не работая на износ (хотя, конечно, потрудиться придётся).
3) начинайте с игр в "гнездо слов" - можно играть устно, по дороге, в транспорте, на улице. Выбираете любое слово (например, "бежать") и по очереди с ребёнком называете однокоренные слова. Кто назвал однокоренное слово последним - выиграл. Игра полезна тем, что вы повторяете сразу много тем: части речи (т.к. придуманные слова могут быть существительными - бегун, беглец, пробежка; прилагательными - беглый; причастиями - бегущий; наречиями - бегло и т.д.), родственные слова и формы слова (бежал - это форма прошедшего времени, а не родственное слово; бежевый - не родственное слово, хотя и корень похож), состав слова (корень, окончание, суффикс) - в общем, игра полезнейшая. Из всех подобранных слов вспоминайте, в каких есть безударная гласная в корне (беглянка, убегать и т.д.) - и как можно её проверить. Таким образом, глазам вы даёте отдых, а голову нагружаете. Причём делаете это в непринуждённой форме, да ещё и с соревновательным моментом (кто больше придумает).

"Дырчатое письмо" можно применять прямо в процессе выполнения обычных домашних заданий, т.к. поле для отработки орфограммы есть даже в строчке "Домашняя работа".

Ваша цель - восстановить алгоритм проверки безударных гласных и довести до автоматизма способность ребёнка видеть эти орфограммы в любом тексте, независимо от того, диктант это или нет.

О проблемах развитии речи - отличный топик в "От года до трёх".
Старый 24-09-2007, 00:29     #5
Катия
Мега-элита
 
Профиль Катия
 
Зарегистрирован: Jan 2005
Сообщения: 3 053
Катия отсутствует


Спасибо Вам огромное за совет от меня, у нас такие проблемы с диктантами (мы во 2 классе)...попробуем и дырписьмо и игры в слова...
ох, уж эта "домашняя работа"!!! на первой неделе учебы мозги, видимо, были так далеко, что мы изодрали уйму листов из тетрадки (хотя низзя!), потому как она хронически превращалась в "домашнИю" в "рОботу" и кажись, даже побывала "дАмашней"...
Старый 24-09-2007, 00:35     #6
Глеб Егорыч
Эра милосердия
 
Профиль Глеб Егорыч
 
Зарегистрирован: Feb 2004
Адрес: В.О., Корабли
Сообщения: 11 511
Глеб Егорыч отсутствует


Катия, если у вашего ребёнка "блуждающие" ошибки в одном слове - т.е. то окончание не то, то гласная в корне, то букву пропустил и т.д. - то у вас проблема другого характера. В исходном сообщении автор озвучила конкретную проблему - безударные гласные в корне.

С "блуждающими ошибками" помимо "дырчатого письма" надо бороться и другими средствами, потому что причин вашей проблемы может быть несколько. Предполагаю, это либо переутомление (читаю, что многие садятся делать уроки поздно вечером), либо проблемы с вниманием - вернее, проблемы с вниманием, не спровоцированные переутомлением.

Давайте сначала чётче обозначим проблему, а потом вместе подумаем, как вашей беде помочь.
В какое время суток вы делаете уроки? Сидите ли рядом с ребёнком? В классных работах есть такого же рода ошибки, или классные работы хорошие?
Старый 24-09-2007, 10:02     #7
Катия
Мега-элита
 
Профиль Катия
 
Зарегистрирован: Jan 2005
Сообщения: 3 053
Катия отсутствует


да, проблемы со вниманием огромные, сосредоточиться очень ему сложно, может вообще другое слово написать...и логопед. проблемы - пропускает буквы, я уверена была, что это дисграфия, но когда логопед проверяла детей (писали диктант) - сказала, что ничего катастрофического, все, как у всех, но направление дала на занятия...в конце прошлого учебного года, я хочу сходить сейчас уточнить про эти занятия...В классных работах ошибки те же и вообще с классными хуже, потому как домашние мы исправляем-переписываем, я контролирую...Это приговор? (и почерк ужасный)
Старый 24-09-2007, 10:49     #8
Tanyasha
Элита
 
Зарегистрирован: Nov 2006
Сообщения: 1 160
Tanyasha отсутствует


Очень надеюсь тоже получить совет.Дочка учится во втором классе. У нее проблемы с русским языком. Не хочет писать красиво. Пишет быстро, я бы даже сказала оень быстро. В итоге буквы не на строчках, а местами сверху, местами снизу. Использует везде верхнее соединение, из-за чего получается неаккуратно, т.к. одну букву обводит несколько раз. Мы уже дома и в прописях пишем. И дополнительные стимулы используем, в плане похода куда-то. Не помогает. Может, конечно, я очень быстро хочу результатов, но , мне кажется, что ее особо не интересует писать ровно, а устраивает, как пишет она. Снижение оценки за работу из-за почерка расстраивает, но и только.
Старый 24-09-2007, 10:58     #9
Глеб Егорыч
Эра милосердия
 
Профиль Глеб Егорыч
 
Зарегистрирован: Feb 2004
Адрес: В.О., Корабли
Сообщения: 11 511
Глеб Егорыч отсутствует


Катия, если у ребёнка проблемы с вниманием, то начинать надо не с тех приёмов, которые я порекомендовала автору топика. Вам необходимо решать проблему другого свойства, а значит и методы её решения должны быть другие.
Внимание - сложный психический процесс, который обладает несколькими свойствами (объём, переключение, концентрация и т.д.). Вот для начала надо выяснить, какая именно проблема с вниманием - плохо переключается с одного задания на другое, не может достаточно длительное время удерживать внимание на задании, не может достаточно сконцентрироваться на задании, отвлекается и так далее. Помочь вам выяснить всё это поможет детский (школьный) психолог с помощью ряда специальных тестов. На бытовом уровне правильно определить, какое имеет свойство внимания страдает, довольно сложно.
В общем, я бы советовала вам обратиться за помощью к детскому психологу с просьбой помочь вам решить проблемы с вниманием. Если сейчас такой возможности нет - то придётся играть вслепую, работая со всеми качествами внимания. Для развития внимания сейчас очень много разных пособий - раскраски с заданиями, книги по теме "Развитие внимания" для детей и родителей - поищите в книжных магазинах. Удачи!
Старый 24-09-2007, 11:01
ответ для Tanyasha на сообщение "Очень надеюсь тоже получить..."
    #10
Глеб Егорыч
Эра милосердия
 
Профиль Глеб Егорыч
 
Зарегистрирован: Feb 2004
Адрес: В.О., Корабли
Сообщения: 11 511
Глеб Егорыч отсутствует


Tanyasha, а на математике дочка пишет по клеточкам ровно или тоже как ей захочется?





Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

vB-коды Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 02:43.


Powered by vBulletin® Version 3.6.12
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.