Самостоятельность в учебе. Как? - Littleone 2006-2009
Архив форума 04.2006 - 04.2009

Вернуться   Littleone 2006-2009 > Все о детях > Младшие школьники



 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 08-09-2006, 14:32     #1
Эффект тумана
когнитивный диссонанс
 
Зарегистрирован: Feb 2006
Сообщения: 10 309
Эффект тумана отсутствует


Знаю, что многие родители переживают по поводу того, что их дети не слишком самостоятельны в учебе. Многим деткам требуется помощь и немалая. И в приготовлении домашних заданий - объяснить то, что в классе недопонял, помочь, растолковать. И организационная - проследить, чтобы все уроки были сделаны, чтобы все учебники-тетради были собраны... Т.е. детки наши не настолько самостоятельны, насколько хотелось бы. И это касается не только начальной школы, многим требуется помощь и контроль вплоть до 11 класса.
Как научить наших детей быть самостоятельными? Предлагаю делиться технологиями
Расскажу о системе обучения и воспитания, которая принята в нашей школе при обучении физики. Почему физики? Потому что вот такой у нас физик - умный, думающий и осознанно стремящийся к достижению ребенком определенных результатов в учебе. Это я под впечатлением от вчерашнего родительского собрания После решения обычных (для 7-ого класса) вопросов всех родителей пригласили пройти в кабинет физики и там в течении часа физик нам рассказывал о том, как он будет учить наших детей, как будет контролировать их работу, как будет помогать и т.п. Разговор был долгий, попробую кратко резюмировать основные моменты его "методы".
1. Самостоятельность в изучении теории физики.
Конечная цель курса физики в 7-9 классе - не заучивание физических законов, не знание научной теории, а понимание того, что происходит в окружающем мире. Т.е. чтобы ребенок умел объяснить простые явления материального мира, обладая системой физических знаний. Таким образом все обучение нацелено на понимание ребенком и на его умения объяснять. Объяснять - значит думать самому и учиться толково донести мысль до другого. Для этого дети объясняют материал родителям дома (нужно спрашивать, переспрашивать, просить растолковать, задавать вопросы - а почему так). Объясняют материал всему классу у доски. Оценок за это не ставят. Главное - разговорить ребенка ("пусть даже поначалу говорит неправильно, вместе разберемся что к чему" (с)), побудить его к тому, чтобы он захотел объяснять. Объясняют материал соседу по парте во время урока - поскольку всех опросить за урок невозможно, то учитель дает какое-то время на опрос учеником ученика. И весь класс одновременно объясняет что-то друг другу, а учитель ходит между рядами и прислушивается.
Таким образом, самостоятельность в обучении достигается тем, что ребенок не просто зазубривает материал, а старается освоить его так, чтобы донести мысль до " непонятливого" или "слишком пытливого" родителя, соседа по парте, друга, учителя. Соответственно вектор обучения меняется с "выучить, чтобы сдать" на "понять, чтобы объяснить".
2. Самостоятельность в решении задач и подготовке к контрольным работам.
Задачи на дом задаются после каждого урока физики. Но никто их не проверяет. Т.е. учитель не собирает тетради на проверку, не ставит оценок. Задачи решаются для того, чтобы ученик в течение всего курса обучения "разбирался" с материалом и планомерно, самостоятельно, задавая темп удобный ему самому (а не учителю и не родителю), готовился к контрольным работам. Контрольных работ за все время обучения то ли 3 то ли 4. Кроме этого есть еще проверочные и "сюрпризы". Расписание контрольных и проверочных работ известно (это по каждому предмету так), оно висит рядом с расписанием уроков. Расписание "сюрпризов" неизвестно, т.е. они могут случиться в любой момент ("сюрприз - не потому, что приятный, а потому что неожиданный" (с)). В контрольные и проверочные входит решение задач (их ученик должен прорабатывать самостоятельно в течении всего года); написание тестов (с целью постепенно подготовить ученика к активно распространяемой ныне системе тестирования); решение "почемучек". "Почемучки" - это простейшие задачки на объяснение явлений окружающего мира (типа "почему если обмахиваешься веером, становится прохладнее").
"Сюрпризы" - проверка на знание формул, условных обозначений и т.п.
Здесь смысл в том, что ребенок должен самостоятельно рассчитывать свое время (зная расписание контрольных) - когда что и как он должен готовить.
А неожиданность "сюрпризов" должна подталкивать ребенка к тому, чтобы он готовился постоянно. Важный момент - контрольные нельзя переписывать. Получил 2 - значит 2. Т.е. ребенок должен чувствовать еще и свою ответственность. Понимать, что "вердикт" окончательный и оценка зависит исключительно от того, как он готовился в течение всего триместра (у нас не четверти, а триместры).
3. Самостоятельность в получении консультаций учителя. Каждый день (кроме среды) учитель готов проконсультировать ученика. Для этого просто нужно прийти в кабинет физики и попросить проконсультировать (объяснить, помочь). Но приходить нужно с конкретным вопросом, а не просто "я тут пропустил урок, расскажите мне все". Т.е. до консультации нужно хотя бы минимально посмотреть учебник, тетрадь, попытаться разобраться, а потом уже приходить к учителю. И спрашивать и говорить и обсуждать.

Это, пожалуй, основные моменты. Может, что-то менее значимое я и упустила, но главное что мне хотелось сказать (и что мне очень понравилось в этой системе) - обучение нацелено не только на получение знаний, но и - в очень большой степени - на воспитание. На воспитание ответственности, самостоятельности.

Дорогие родители, давайте делиться технологиями обучения детей самостоятельности. Может быть у Вас есть какие-то "секреты"?
Старый 08-09-2006, 17:02     #2
Алыча
Старожил
 
Профиль Алыча
 
Зарегистрирован: Feb 2006
Сообщения: 1 489
Алыча отсутствует


Хороший у вас физик...Как вспомню свою, бр-р-р-р.
Старый 08-09-2006, 17:21     #3
Тритониха
моль
 
Зарегистрирован: Aug 2002
Сообщения: 12 193
Тритониха отсутствует


Самостоятельность в учебе - это глубоко врожденное качество. Вот что хотите со мной делайте.


Но, правда, усиленным воспитанием и приучением можно всё-таки что-то скорректировать.
Старый 09-09-2006, 16:59     #4
Эффект тумана
когнитивный диссонанс
 
Зарегистрирован: Feb 2006
Сообщения: 10 309
Эффект тумана отсутствует


Цитата:
Сообщение от Тритониха Посмотреть сообщение
Самостоятельность в учебе - это глубоко врожденное качество. Вот что хотите со мной делайте.


Но, правда, усиленным воспитанием и приучением можно всё-таки что-то скорректировать.

Хорошо, когда врожденное, а если нет. Ведь нельзя же пускать на самотек и рассчитывать, что само как-то образуется

На своем примере могу сказать, что я действительно была сверхсамостоятельной в учебе. Никто никогда за уроками со мной не сидел (сама еще двоечников "подтягивала" с 1 класса), никто не проверял, не контролировал. Когда моя мама вдруг в институте решила меня начать контролировать, то эти вопросы: "А сдала ли я вовремя зачет и подготовилась ли к экзамену?" меня уже просто смешили. Круглой отличницей я не была, но закончила с красным дипломом и минимумом четверок.

Но все же, мне кажется, рассчитывать на природную самостоятельность не всегда возможно.

Поэтому вопрос о воспитании остается открытым.

Катерина моя по характеру скорее самостоятельна, но в учебе это далеко не всегда проявляется должным образом. Т.е. например время приготовления уроков она выбирает исключительно по собственному разумению. А поскольку семья у нас абсолютно безрежимная (посыпаю голову пеплом, а что делать - это у нас семейное, передается из поколения в поколение), то уроки ребенок может начать делать и в 18 часов (если захочется) и в 22 часа (когда уже припрет). Убедить ее начинать делать уроки пораньше не удается: "Мама, не волнуйся, я сделаю уроки. Но сделаю их тогда, когда сочту нужным". Делает, конечно. И учится неплохо, хотя и хуже своих возможностей. Это называется у нее: "Не будем делать из оценок культа"
А вот в выполнении ДЗ самостоятельности ей не всегда хватает. То ли от лени, то ли от опасения сделать ошибку (а потом переделывать) пытается привлекать меня. "Мама, стой рядом и проверяй!", "Мама, помоги задачу разобрать".... и т.д. и т.п.

Так что для нас этот вопрос - о самостоятельности в учебе - актуален.
Старый 09-09-2006, 17:24     #5
Тритониха
моль
 
Зарегистрирован: Aug 2002
Сообщения: 12 193
Тритониха отсутствует


Просто у меня так получилось, что образовался ассортимент детей - от глубоко сознательных до практически пофигистов.


Цитата:
Ведь нельзя же пускать на самотек и рассчитывать, что само как-то образуется

Золотые слова. :-)


Умных рецептов кроме как сидеть с безответственными до 6-7 класса, не знаю.
Старый 09-09-2006, 18:29     #6
Эффект тумана
когнитивный диссонанс
 
Зарегистрирован: Feb 2006
Сообщения: 10 309
Эффект тумана отсутствует


Цитата:
Сообщение от Тритониха Посмотреть сообщение
Умных рецептов кроме как сидеть с безответственными до 6-7 класса, не знаю.

Ээээ.... А что они после этого становятся самостоятельными и ответственными? Что-то мне кажется наоборот расслабляются.

Я сидела с Катькой только в первом классе. Много было сил и энтузиазма. Да и то скорее не сидела, а бегала между ней, кухней и компом. Потом стала значительно сокращать свое присутствие при выполнении ДЗ. В 6 классе она вообще делала практически все сама, поскольку с работы я редко приходила раньше 22 ч. Сейчас - в 7-ом - пока я дома, она по лени своей теребит меня, но стараюсь не поддаваться на провокации
Старый 09-09-2006, 18:35     #7
exception
Хранитель
 
Профиль exception
 
Зарегистрирован: May 2005
Адрес: ВО
Сообщения: 11 054
exception отсутствует


Цитата:
Сообщение от Мама Кати Посмотреть сообщение
Ээээ.... А что они после этого становятся самостоятельными и ответственными? Что-то мне кажется наоборот расслабляются.
У мужа старшая дочка жила у нас с 9го класса по 11 (когда перешла в 30ку).
В 9м классе я с ней непрерывно занималась. И репетиторы были, но мы занимались каждый день с ней и я контролировала все дом.задания, кроме химии (это было на репетиторе, тк я в этом предмете не сильна..). Я делала оптимистичное лицо, но не верила, что это добром кончится..
В 10 классе я уже в основном готовила Надю к контрольным и пинала ее, чтобы она села и сделала домашнее. Когда было особо тяжело, просто сидела рядом с ней на кухне (ес-но, ночью, когда Настя спала) и следила, чтобы она эту домашку сделает..
В 11 классе еще чуть легче..
В институте Надя от нас уже уехала и приезжала на 1 курсе за пару недель до первой сессии.. Вторую сдала хорошо САМОСТОЯТЕЛЬНО.
В этом году (2 курс) все уже ттт вроде.
Научилась.
Бывает и так. Тут просто проблема была в том, что человеку было тяжело ПРИВЫКНУТЬ КАЖДЫЙ РАЗ ДЕЛАТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Мотивация к учебе была.Способности, в общем, тоже. Большая лень, запущенность.. Вот это мы и вылечили таким способом..

Очень хочется надеяться, что Настя будет как я и муж, т.е. делать все самостоятельно
Старый 09-09-2006, 18:41     #8
Эффект тумана
когнитивный диссонанс
 
Зарегистрирован: Feb 2006
Сообщения: 10 309
Эффект тумана отсутствует


Цитата:
Сообщение от ЛенкаА Посмотреть сообщение
Очень хочется надеяться, что Настя будет как я и муж, т.е. делать все самостоятельно
Эх, если бы это с генами передавалось, то все было бы намного проще.

Я была очень самостоятельной (как я уже писала), а муж просто супер-пупер-самостоятельным. Он еще и спортом много занимался, так уроки делал между делом, в том числе в метро пока ехал от дома до спортшколы. Учился очень прилично.

А Катьку надо подпинывать. Хотя не знаю, может я ее подпинываю для самоуспокоения, а она бы делала все то же самое и так же и без моего участия...
Старый 09-09-2006, 18:46     #9
exception
Хранитель
 
Профиль exception
 
Зарегистрирован: May 2005
Адрес: ВО
Сообщения: 11 054
exception отсутствует


Ну у нее уже неплохие задатки.. Нужно один раз пнуть по направлению к столу, а потом попросить убрать за собой. Пока это все. Остальное делает самостоятельно и раздражается, когда я лезу.
Посмотрим, какие наши годы..
Старый 09-09-2006, 18:52     #10
Тритониха
моль
 
Зарегистрирован: Aug 2002
Сообщения: 12 193
Тритониха отсутствует


Цитата:
Сообщение от Мама Кати Посмотреть сообщение
Ээээ.... А что они после этого становятся самостоятельными и ответственными?

Как это ни странно - да





Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

vB-коды Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 21:53.


Powered by vBulletin® Version 3.6.12
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.