Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить - Littleone 2006-2009
Архив форума 04.2006 - 04.2009

Вернуться   Littleone 2006-2009 > Все о детях > От года до трех



 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 04-05-2006, 17:22     #1
mamsel'
Классная Дама
 
Профиль mamsel'
 
Зарегистрирован: Dec 2003
Адрес: вне зоны доступа
Сообщения: 5 596
mamsel' отсутствует


Если ребенок в 2—2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.
Ну а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни зву­ки другими или у них нарушен ритм и темп речи - они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т. д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «малень­ких детей вообще трудно понять».
Конечно, на ранних этапах развития речи артикуля­ция звуков у всех детей несовершенна; они искажают, про­пускают или заменяют многие звуки. Однако это можно счи­тать «нормой» для детей не старше 2,5—3 лет. Если же де­фекты артикуляции отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к их устране­нию. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание - не связаны ли они с каким-то расстройством.
В настоящее время расстройства речи изучены доста­точно хорошо, и многие из них успешно излечиваются. Для широкого круга родителей подробное знакомство с этой об­ластью едва ли нужно, но иметь общие представления о ней, по-видимому, будет полезно. Родители, например, должны знать, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет им вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен быстрее. Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить,
Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:
1) нарушения звукопроизношения;
2) нарушение ритма и темпа речи;
3) расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
4) недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
К нарушениям звукопроизношения относят косноязы­чие (его называют также дислалией) и дизартрию — нечле­нораздельную речь.
Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении зву­ков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одно­го звука другим.
Косноязычие бывает функциональное и механиче­ское.
При функциональном косноязычии слух и строение артикуляторного аппарата нормальны, и причины наруше­ний речи заключены в слабости нервных процессов, проте­кающих в мозгу. Механическая форма косноязычия обу­словлена врожденными неправильностями строения рото­вой и носовой полостей (губ, зубов, неба, носовых ходов и т. д.). При этих поражениях страдает не только произно­шение звуков, но очень часто встречаются и нарушения тембра голоса, ритма речи и т. д.
Функциональное косноязычие (пропуск, искажение, замена звуков) на втором-третьем году жизни ребенка мо­жет считаться закономерным явлением. Существует даже термин: «физиологическая дислалия». Если же дефект про­изношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обращаться к логопеду.
Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. При этом чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет дефек­тов. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков «р» и «л» (так называемые язычные звуки), несколь­ко реже в произношении звуков «с», «з», «ц» (свистящие), «ш», «ж», «ч», «щ» (шипящие).
Нарушения произношения звука «р» чрезвычайно разнообразны. Это отсутствие «р»: «ука» (рука), «коова» (корова), «ша» (шар); картавое «р», носовое «р»; звук «р» заменяется носовым «нг». Очень часто звук «р» заме­няется звуками «л», «т», «д», «г», «и». Например, «лука» или «йюка» (рука), «колова» или «койова» (корова) и т. д.
Другой трудный звук — «л». Недостатки его произ­ношения почти так же многочисленны, как и звука «р». Здесь также отмечается отсутствие звука: «aпa» (лапа), «ошка» (ложка), «юди» (люди); встречается «двугубное» или губно-зубное «л»: вместо «л» слышится звук, средний меж­ду «у» и «в», — «уампа» или «вампа» (лампа), «уошка» или «вошка» (ложка); носовое «л», когда звук «л» заменяется носовым звуком «нг». Бывают и более редкие нарушения, например звук «л» заменяется звуками «р», «д», «н», «и», «в» и т. д.
В тех случаях, когда звук отсутствует или неправиль­но артикулируется, специально подобранными упражнени­ями налаживают правильный уклад артикуляторных орга­нов для произношения этого звука. Если имеется упорная замена одного звука другим, это свидетельствует о том, что у ребенка не только недостаточность артикуляторной функ­ции, но и плохое различение звуков речи. В таких случаях наряду с упражнениями по исправлению артикуляции про­водят и упражнения на распознавание звуков — воспита­ние фонематического слуха.
Мы не приводим здесь тех упражнений, которые да­ются детям для устранения дефектов произношения различ­ных звуков, ибо в каждом отдельном случае логопед учиты­вает степень нарушения, его особенности и в соответствии с этим дает указания. Ни в коем случае не пытайтесь исправлять недостатки произношения сами — здесь вам не обойтись без помощи специалиста. (Это относится не только к нарушениям произношения, но и ко всем другим расстройствам, о которых речь будет дальше)
Механические дислалии представляют собой более тя­желое расстройство: ведь правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки необходимо не только для пра­вильного формирования речи, но и для полноценного пи­тания, дыхания и т. д. Если нарушаются эти функции, ре­бенок часто болеет, его организм ослабевает. При механи­ческих дислалиях часто страдает не только артикуляция, но и понимание речи других людей, так как эти процессы тес­но взаимосвязаны.
При неправильном строении губы недостаточно по­движны, и, конечно, прежде всего будет страдать произно­шение губных звуков «п», «б», «м» и губно-зубных звуков «ф» и «в». Плохая подвижность губ отражается и на произ­ношении других звуков.
При неправильности в строении зубов или их отсут­ствии страдает артикуляция звуков, образуемых с участием передних зубов, — «с», «з», «ц» и т. д.
Наиболее частым отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус. Прикус — соответственное расположение зубов верхней полости по отношению к зу­бам нижней. При правильном строении челюстей верхние резцы должны слегка прикрывать нижние, боковые корен­ные зубы при этом смыкаются. При неправильном прику­се верхняя или нижняя челюсть может выступать вперед, встречается так называемый перекрестный прикус и т. д. Неправильный прикус нарушает жевание, дыхание (раз­вивается привычка дышать ртом). Все эти отклонения в строении челюстей могут привести к нарушениям арти­куляции, о которых мы рассказывали при описании фун­кциональной дислалии, кроме того, часто получаются дополнительные звуки: пришепетывание, причмокивание и т. д.
Дефекты в строении челюстей, носоглотки влияют на форму лица, и дети болезненно переживают свои физиче­ские недостатки.
Лечение должно начинаться с попытки выправить имеющийся физический дефект. Для этого нужно как можно раньше обратиться к специалисту по челюстно-лицевой хи­рургии. Одновременно необходимо посоветоваться с лого­педом относительно того, какие упражнения для постанов­ки звуков следует делать ребенку.
Старый 04-05-2006, 17:22     #2
mamsel'
Классная Дама
 
Профиль mamsel'
 
Зарегистрирован: Dec 2003
Адрес: вне зоны доступа
Сообщения: 5 596
mamsel' отсутствует


Среди отклонений в развитии лицевого скелета часто встречается врожденное незаращение нёба (полное, по всей длине или неполное). В настоящее время большинство спе­циалистов признает в этих случаях необходимость раннего оперативного вмешательства. Пластическую операцию губы можно делать уже в первые часы жизни ребенка. При расще­лине нёба делают протез, который закроет дефект; ребенок после этого сможет сосать. В дальнейшем такой протез по­может и правильному развитию артикуляции звуков. На вто­ром году уже можно делать пластическую операцию нёба. Родители не должны раздумывать, обращаться ли к хирургу, не должны откладывать это на более позднее вре­мя, «когда малыш подрастет». Большое значение имеют логопедические занятия, так как таким детям очень важно поставить правильное дыхание и звучание голоса, обучить их артикуляции звуков. При расщелинах нёба логопедиче­ские занятия следует начинать до операции и продолжать после нее.
Довольно часто встречается нарушение произношения звуков «р», «ш», «ж», «ч», «щ» при укорочении подъязыч­ной связки (уздечки). Вопрос о том, подрезать ли уздечку, решают в зависимости от того, насколько сильно уменьшен объем движений языка. Многие специалисты категорически возражают против оперативного лечения и рекомендуют вибрационный массаж и специальную гимнастику языка. К этой же группе заболеваний относят дизартрию, или
Старый 04-05-2006, 17:23     #3
mamsel'
Классная Дама
 
Профиль mamsel'
 
Зарегистрирован: Dec 2003
Адрес: вне зоны доступа
Сообщения: 5 596
mamsel' отсутствует


расстройство членораздельной речи, возникающее при трав­мах мозга, воспалительных процессах или нарушениях моз­гового кровообращения. Все движения, в том числе и артикуляторные, при этом очень замедленны, неловки. Жевание и глотание затруднено, поэтому часто наблюдается слюно­течение. Объем движений языка и губ ограничен: ребенок не может вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть щеки. Голос тихий, глуховатый, иногда пропадает совсем. Темп речи медленный, с неравномерными паузами.
Весь ход развития речи при дизартрии задержан, пери­од лепета часто отсутствует, к 2—3 годам появляются от­дельные слова, а фразы (короткие, обычно неправильно по­строенные) ребенок начинает произносить лишь к 5—6 го­дам. Позднее запас слов увеличивается, речь развивается, но она остается неразборчивой, смазанной и монотонной. Некоторые дефектологи считают, что дети с дизартрией являются умственно отсталыми. Большинство же находят, что у этих детей существует лишь задержка развития интел­лекта, связанная с двигательными и речевыми нарушения­ми. При улучшении состояния такие дети могут хорошо учиться и проявлять нормальные умственные способности. Дети с дизартрией нуждаются в наблюдении невро­патолога (хотя бы периодически). Поскольку это расстрой­ство всегда является результатом заболевания мозга, его нужно длительно и терпеливо лечить. Такая же длительная и терпеливая работа должна вестись и по выправлению речевых дефектов — конечно, под руководством логопеда.
Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов: несудорожного и судорожного характера.
Нередко речь детей становится малопонятной, нераз­борчивой вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется, или очень ускоряется — это нарушения несудорожного характера.
Замедление речи имеет в своей основе усиление тор­мозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедлен­ное произношение звуков в слове, паузы между ними — ре­бенок произносит слова почти по слогам («ви...зу.-.со...ба...а ку... »); может быть удлинение пауз между словами («дай...мне…руку...»). Речь, монотонная, тягучая, вызывает напряже­ние и утомление у слушающих, но сами дети обычно своего дефекта не замечают.
Лечение заключается в применении тонизирующих средств, лечебной гимнастики и занятиях по логопедиче­ской ритмике.
Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ре­бенка процесса возбуждения. Убыстрение темпа речи соче­тается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д.
Лечение таких детишек заключается прежде всего в снижении их общей возбудимости (с помощью лекарств, физиотерапии).
В развитии расстройств темпа речи большую роль играет подражание. Поэтому, если у вас в семье кто-нибудь имеет нарушение ритма и темпа речи (а обычно это так и бывает), то обязательно надо лечиться и этому человеку, иначе у ребенка будут все время возникать рецидивы.
Заикание — расстройство ритма и темпа речи с судо­рожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах — так называемое заикание развития и реактивное заикание.
Заикание развития наблюдается в раннем детстве, ког­да ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов арти­куляции. Если с малышом в это время разговаривают, учат его трудным словам, фразам, то он может начать заикаться. Так, Юра П. в возрасте 2 лет 10 месяцев декламировал много стихотворений, пел песенки; постоянно вовлекался родите­лями в разговор и смешил всех употреблением таких «взрос­лых» слов, как «немыслимо», «договорились» и т. п. И вот однажды, рассказывая маме, как он с бабушкой гулял и ел мороженое, Юра вдруг споткнулся на этом слове: «М-мо... м-мо...» — и дальше начал говорить с заиканием.
Подчас родители не могут указать определенный мо­мент начала заикания — оно развивается постепенно.
В основе развития такой формы заикания лежит пе­ревозбуждение речевых зон мозга ребенка. Поэтому пер­вой мерой должно быть прекращение всяких разговоров с ребенком. Нужно успокоить малыша, не разрешать ему говорить и самим ограничить разговор с ним.
Иногда такой «режим молчания» в течение 7—10 дней выправляет положение. Иногда же расстройство оказыва­ется довольно стойким. Как только у ребенка возникло за­икание, нужно обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.
Реактивное заикание (которое развивается как реак­ция на какое-то сильное воздействие) чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжелые конфлик­ты в семье) или истощающих длительных болезней.
Обычно все дети переживают когда-нибудь испуг, переносят более или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание воз­никает лишь у сравнительно небольшой части детей. Вот почему врачи считают, что заикаться начинают дети, имею­щие предрасположение к этому, — очевидно, дети с неко­торой конституциональной слабостью нервной системы. Действительно, у заикающихся детей обычно можно ви­деть и другие признаки невротического состояния: пло­хой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержа­ние мочи и т. д.
Специалисты по лечению заикания, например, С. С. Ляпидевский, считают, что развитие заикания всегда имеет в основе ослабленную кору: на этом фоне сильные отрицательные воздействия вызывают срыв нервной дея­тельности — развитие невроза, одним из проявлений кото­рого и будет заикание.
При лечении заикания наряду с логопедической не­обходима и медицинская помощь. Заикающийся ребенок должен обязательно находиться под наблюдением невро­патолога. Как показывает опыт, наиболее успешным явля­ется лечение заикания в стационаре.
Старый 04-05-2006, 17:23     #4
mamsel'
Классная Дама
 
Профиль mamsel'
 
Зарегистрирован: Dec 2003
Адрес: вне зоны доступа
Сообщения: 5 596
mamsel' отсутствует


Мы уже говорили о том, что здесь не будем касаться ни методов лечения, ни характера упражнений, которые применяются при лечении тех или иных расстройств речи, чтобы родители не пытались начинать лечить ребенка без совета логопеда и врача. Но вот о профилактике развития заикания у детей мы можем поговорить — это как раз то, о чем следует заботиться семье и детскому учреждению.
У ребят спокойных, уравновешенных заикание наблю­дается крайне редко, значит, особое внимание нужно уде­лить так называемым нервным детям — это им угрожает развитие речевых неврозов, и в первую очередь заикания.
Для таких детей особенно важно установить твер­дый режим, следить, чтобы они достаточно спали, не пере­утомлялись. Надо создать для них спокойную обстановку в семье, детском саду или школе: дети одинаково тяжело переживают как грубое обращение с ними, так и ссоры, конфликты между близкими.
Относительно маленьких детишек нужно, кроме того, соблюдать осторожность в речевых нагрузках: если ребенок возбудим, плаксив, беспокойно спит и т. п., не следует слиш­ком много читать ему, рассказывать, не следует торопиться учить его трудным словам, сложным фразам, особенно если у него имеется еще «физиологическое косноязычие». На фоне неотработанной артикуляции обилие новых трудных слов легко приведет к «срыву» нервной деятельности.
С нашей точки зрения, профилактика заикания у нерв­ных детей является чрезвычайно важной задачей. Если ро­дители вынуждены будут соблюдать все эти условия, когда беда случилась — ребенок начал заикаться, то, право же, легче принять нужные меры заранее и постараться уберечь малыша от развития у него речевого невроза.
Следует иметь в виду, что заикание часто возобнов­ляется после лечения. Причины рецидива заикания те же, что и причины, первоначально его вызвавшие: конфликты в семье и школе, переутомление, ослабляющие инфекции. Следовательно, и рецидивы заикания могут быть преду­преждены, если окружающие люди постараются создать для ребенка спокойную обстановку. (По данным профессора С. С. Ляпидевского, в отдаленные сроки после лечения хорошая речь сохраняется у 28% детей, несколько ухудшается речь у 26,2%, наступает существенное ухудшение у 25,3% и возобновляется заикание у 20,4% детей. Значит, у 54,2% больных состояние речи оказалось вполне удовлетворительным и в отдаленные сроки после лечения.)

Нарушения слуха и связанные с ними рас­стройства речи.

До сих пор мы говорили о таких нарушениях речевой функции, при которых слух ребенка не страдает. Между тем даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке раз­вития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка совсем не будет развиваться.
Когда хотят выяснить, слышит ли маленький ребе­нок, то прежде всего проверяют, как он реагирует на зву­ки средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что он глух. Однако если вы хлопнули дверью или похлопали в ладоши, и ребенок дал реакцию — это вовсе не доказательство наличия у него слуха, так как это будет реакция на вибрацию воздуха, а не на звук.
Для более старших детей — около пяти и более меся­цев — хорошей пробой является такая: ребенку дают две одинаково звучащие игрушки — две дудки, две резиновые птички, две шарманки и т. д. Одна из них исправна и зву­чит, другая — испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же ребенок играет обе­ими игрушками или обе оставляет без внимания.
При малейшем подозрении на нарушение слуха у ре­бенка нужно обратиться к врачу. У детей примерно с 5 лет имеется возможность очень точного определения того, в ка­ких пределах потерян слух, с помощью специального прибо­ра — аудиометра. Аудиометр позволяет выяснить, какие зву­ковые колебания и при какой силе ребенок воспринимает. (Частоту колебаний звука в секунду определяют в особых единицах — герцах, а силу его — в децибелах.)
При обследовании слуха с помощью аудиометра вы­черчивают кривую: по горизонтали откладываются те звуко­вые частоты, в пределах которых больной слышит, а по вер­тикали — сила звуков, при которой они воспринимаются. Потеря слуха характеризуется обоими этими показателями.
Обычно люди говорят с громкостью (т. е. силой зву­ков) в 20—40 децибелов (дб), а частота звуковых колебаний находится в пределах от 250 до 2000 герц (гц) — это называ­ют «зоной речевых частот».
Глухота не означает, что ухо не улавливает никаких звуков: какие-то остатки слуха всегда есть. Но беда в том, что они могут быть восприняты лишь при очень большой силе звука — в 80—100 дб (нужно сказать, что 80 дб — это крик, а 100 дб — фортиссимо большого оркестра).
В зависимости от того, каковы остатки слуха у ребен­ка, и ведется с ним дальнейшая работа.
Старый 04-05-2006, 17:24     #5
mamsel'
Классная Дама
 
Профиль mamsel'
 
Зарегистрирован: Dec 2003
Адрес: вне зоны доступа
Сообщения: 5 596
mamsel' отсутствует


Очень большое значение имеет возраст, когда ребе­нок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем тяжелее это сказывается на речи. Дети, родившиеся глухими и по­терявшие слух на втором-третьем году жизни, будут немы­ми, они не могут овладеть речью без специального обуче­ния. Но речевой аппарат этих детей обычно в порядке, у них нет поражения речевых отделов мозга, поэтому при правильных занятиях умственное развитие этих детей бу­дет нормальным, а позднее у них ставится и звуковая речь.
Дети, потерявшие слух в 5—6 лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в 7—11 лет сохраняют речь полностью.
Затруднения в овладении речью возникают уже при снижении слуха на 15—20 дб — такие случаи называют не глухотой, а тугоухостью. Эти дети тоже требуют специаль­ного лечения и обучения.
Тугоухость и даже глухота совсем не свидетельству­ют о том, что ребенок обречен на задержку умственного развития. Можно привести большое количество примеров, когда, несмотря на тяжелую тугоухость, приближающую­ся к глухоте, дети могли обучаться в массовой школе. Но это те случаи, когда родители рано обращались к логопеду и упорно занимались с ребятами. Родители получают очень подробную инструкцию и обучают ребенка (обучаясь вме­сте с ним) зрительному восприятию речи («чтению» мими­ки говорящего человека) и восприятию тактильно-вибра­ционной чувствительности (произнесение гласных и звон­ких согласных сопровождается вибрацией гортани, которую можно ощутить рукой). Это требует много времени и уси­лий со стороны семьи, но обеспечивает правильное разви­тие ребенка. Примерно та же работа проводится и с глухими детьми, но их обучение, как правило, осуществляется в специальных школах.
Главное, что хотелось бы здесь подчеркнуть: при свое­временном обращении к логопеду и систематических заня­тиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны падать духом. Надо настроить себя и ребенка на спокойную длительную работу, которая, как правило, завершается успехом.

Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи.

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) являет­ся или следствием того, что созревание нервных клеток ре­чевой зоны левого полушария в силу каких-то причин за­паздывает, или результатом раннего поражения этих кле­ток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения. Утрата речи (афазия) про­исходит при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей или взрослых людей, речь которых уже была сфор­мирована.
Алалии разделяют на моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание речи других людей. Обычно на практике у ребенка выделя­ется лишь преобладание моторных или сенсорных нару­шений. Моторная и сенсорная алалия в чистом виде почти не встречается.
У детей, страдающих алалией, речь развивается по­здно, запас слов пополняется медленно, и используются в речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную по­следовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к многократным повторениям, перестановке сло­гов, искажению слов. «Мунека...магака...магага», — мучи­тельно подбирает звукосочетания пятилетний Гриша, пы­таясь сказать слово «бумага».
Дети-алалики не изменяют слова по числам, падежам, в их речи отсутствуют связки и т. д., поэтому в 7—8 лет ре­бенок говорит как двух-трехлетний: «Катя гуляет садик», «Книга бах стол пол».
Дети с алалией обычно плохо учатся. Им трудно дает­ся последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо читают, а плохая техника чтения мешает пониманию читаемого.
У детей-алаликов наблюдается недостаточное развитие моторики — они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с большим трудом могут научиться одевать­ся, причесываться и т. д. Тонкие движения пальцев рук не­развиты, некоординированы.
Поскольку имеется недоразвитие речевых областей мозга, в работе с детьми-алаликами нужно использовать дру­гие области мозга, более полноценные, — слуховые, зри­тельные или осязательные — и в занятиях опираться глав­ным образом на них. Обычно у этих детишек имеются бо­лее или менее выраженные невротические наслоения. Это тоже требует лечения. Нужно обратить внимание на разви­тие общей моторики, логопеды здесь отмечают особенно благотворное влияние занятий по ритмике. С нашей точки зрения, очень большое влияние должна оказать тренировка тонких движений пальцев рук — вы помните о тесной свя­зи функций пальцев рук и речи?
В более легких случаях алалии родители с помощью логопеда сами могут справиться с расстройством речи ребен­ка. В более тяжелых случаях нужно помещать ребенка в спе­циальные лечебные учреждения. За 3—4 месяца лечения и обучения ребенка в стационаре у детей 5—6 лет с отсут­ствием многих звуков, с отдельными лепетными словами появляется речь фразами (конечно, простыми, типа «Дети идут в школу», «Валя, на книгу»), словарь увеличивается на несколько десятков слов, ребята заучивают стихотворения.
При афазии, как и при алалии, нарушения обычно но­сят смешанный характер, однако, как правило, преобладает потеря способности понимать чужую речь или способности артикулировать слова.
Вот пример. У мальчика 13 лет, ученика 6-го класса, стала расти опухоль в левой височной области. Он начал забывать названия предметов и имена людей, затем пере­стал понимать даже простые фразы. Наряду с таким гру­бым нарушением понимания речи мальчик легко подражал слышимым словам и даже мог механически читать, совершенно не понимая того, что читает. Это — случай с пре­имущественным нарушением понимания.
Другой пример. Девочка, тоже 13 лет, у которой раз­вилась опухоль в височной и нижнетеменной областях. У нее трудности в понимании речи окружающих были зна­чительно меньше, но собственная ее речь пострадала очень сильно. Например, она говорила: «Девочка рас...рас...ращ... ращ...азывает волосы».
Оба эти случая закончились благополучно, и после операции дети поправились.
Афазия, даже очень тяжелая, проходит у детей срав­нительно быстро, если устранена основная причина рас­стройства речи — удалена опухоль мозга, рассосалось крово­излияние после травмы и т. д.
Восстановление речи происходит у детей не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых людей. Однако нельзя полагаться только на высокие восстановительные способно­сти детского мозга. Нужно лечить малыша и нужно с ним заниматься. В остром периоде лучше поместить ребенка в стационар, где он получит постоянное медицинское на­блюдение, когда же состояние улучшится, можно лечить его амбулаторно, одновременно проводя с ним логопедические занятия.
В заключение этого раздела хочется подвести итог.
Психическое здоровье ребенка, в том числе и развитие у него полноценной речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи. Логопеды утверждают, что 80% случаев за­икания — невротического происхождения, а это значит, что нужно принимать меры к лечению любых невротических проявлений, снижению возбудимости детей. Разве установ­ление режима, создание спокойной обстановки, общее укрепление нервной системы не в наших руках?! Подумайте, какой огромный процент речевых неврозов можно предупре­дить, если взрослые осознают свою ответственность за это!
Еще один вопрос. Когда мы говорили о лечении раз­ных форм речевых расстройств, то все время подчеркивали необходимость длительной и систематической работы с ре­бенком. Это — основное условие, которое поможет вам справиться с бедой, если она случилась. Конечно, от роди­телей и всех, кто работает с ребенком, требуется большое терпение и самодисциплина. Взрослые должны обратить самое серьезное внимание на состояние своей собственной нервной системы — невротический ребенок всегда прихо­дит из невротической семьи. И если ребенка лечат, а дома он попадает в напряженную обстановку, где говорят на по­вышенных тонах, часты конфликты, люди нетерпеливы, резки, то результат лечения будет плохой. Взрослые не толь­ко в своих интересах, но и в интересах ребенка должны бо­роться со своими неврозами, брать себя в руки и сдержи­ваться от проявлений отрицательных эмоций, плохого са­мочувствия.
Дислалии, дизартрии, нарушения темпа и ритма речи, алалии, афазии — со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучше­ния состояния речи ребенка, но вы должны помогать малы­шу настойчиво, с любовью и верой в успех!
Старый 04-05-2006, 17:25     #6
mamsel'
Классная Дама
 
Профиль mamsel'
 
Зарегистрирован: Dec 2003
Адрес: вне зоны доступа
Сообщения: 5 596
mamsel' отсутствует


Рассказ о том, как развивается речь ребенка, окончен. Из того, что описано в этой книге, можно видеть, что в фор­мировании детской речи довольно точно повторяются эта­пы развития речи в истории человечества: жестикуляция, затем жестикуляция в соединении с возгласами, появление отдельных слов и, наконец, словесная речь с очень незна­чительными остатками жестикуляции.
Повторяются не только этапы развития речи; движу­щие силы этого процесса оказываются те же самые: труд, деятельность. Конечно, формы этой деятельности соответ­ствуют возможностям ребенка, но самый факт зависимости развития речи от деятельности малыша проходит красной нитью через все фазы выработки понимания речи окружа­ющих людей и становления его собственной речи. Все бо­гатство представлений, понятий, которое дети получают от нас, зиждется на его собственной деятельности с предмета­ми. Мало того, как только ограничивается деятельность ребенка, так накопленные им речевые богатства утрачива­ются: объем понятий сужается, словарь беднеет, становит­ся совсем скудным. Нигде выводы ученых о роли труда в про­исхождении человека не находят такого яркого и убедитель­ного подтверждения, как в развитии детской речи!
В ходе физиологического изучения речи выявилось со­вершенно исключительное значение тонких движений паль­цев рук для формирования функции речи, Конечно, обще­ние ребенка с окружающими взрослыми (и старшими деть­ми) очень важно - при этом малыш получает материал для подражания. Но связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать как мощный фи­зиологический стимул развития речи детей. Ребенок инстинктивно стремится использовать этот фактор - он тянется ко всем предметам, пытается манипулировать ими. Взрослые должны организовывать и направлять двигатель­ную деятельность детей, с тем чтобы обратить ее на пользу,
В этом кратком заключении следует подчеркнуть еще один момент: при малейшей задержке в развитии речи нуж­но обращаться к логопеду, а если имеются симптомы не­вротические (например, заикание), то и к невропатологу. Лечение должно вестись упорно, последовательно, с точ­ным выполнением указаний логопеда и других врачей. И всегда помните, что ваша вера в успех и ваше терпение — самая большая помощь ребенку в таких случаях!

Из книги:



М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить»
М.С. Рузина «Пальчиковый игротренинг»
Проблема развития речи ребенка, раскрытая в этой книге, волнует почти каждую семью. Книга состоит из двух частей: «Ребенок учится говорить» доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования М.М. Кольцовой и «Пальчиковый игротренинг» психолога М.С. Рузиной.
В простой и доступной форме рассказывается об основных этапах формирования речи детей. Показана роль мелкой моторики в развитии функции речи.
Во второй книге описано построение развивающей программы, практическую часть которой составляет телесноориентированные народные игры.





Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

vB-коды Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 11:58.


Powered by vBulletin® Version 3.6.12
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.