Несите сюда сваи и чюжые абписки - Страница 1287 - Littleone 2006-2009
Архив форума 04.2006 - 04.2009

Вернуться   Littleone 2006-2009 > Болтология > Обо всем остальном



 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 30-07-2008, 17:43     #12861
kirena
Элита
 
Зарегистрирован: Nov 2007
Сообщения: 1 221
kirena отсутствует


Цитата:
... а не растекаться МЫСЛЬЮ по древу....
Когда слышу подобную интерпретацию данного выражения - недоумеваю.... Интересно, а как автор представляет себе "растекающуюся по древу МЫСЛЬ"????? Кстати, очень часто и в разговорной речи встречается такое произношение.... ну хоть бы кто-нибудь удосужился задуматься над правильностью произносимого, так ведь нет, не надо нам, так и будем "течь МЫСЛЯМИ" .... собственно, как и "входить в одну РЕКУ дважды".... в реку - хоть 1000 раз, было бы желание, а вот в водууууу... второй раз не получится
Старый 30-07-2008, 17:48     #12862
kirena
Элита
 
Зарегистрирован: Nov 2007
Сообщения: 1 221
kirena отсутствует


Цитата:
Продам сорочечка!
Падежи упразднили
Старый 30-07-2008, 17:48     #12863
Ola_M
Наш человек
 
Зарегистрирован: Jun 2006
Адрес: Звездная
Сообщения: 8 864
Ola_M отсутствует


Ой, а интерпретируйте, пожалуйста, про древо! Что-то я в школе пропустила...
Старый 30-07-2008, 17:50     #12864
kirena
Элита
 
Зарегистрирован: Nov 2007
Сообщения: 1 221
kirena отсутствует


Цитата:
Сообщение от Ola_M Посмотреть сообщение
Ой, а интерпретируйте, пожалуйста, про древо! Что-то я в школе пропустила...
Растекаться надо МЫСЬЮ (т.е БЕЛКОЙ)
Старый 30-07-2008, 17:51     #12865
Воительница
Старожил
 
Зарегистрирован: Jan 2008
Адрес: Пр. Просвещения, Д.Бедного
Сообщения: 1 448
Воительница отсутствует


Цитата:
Сообщение от Ola_M Посмотреть сообщение
Ой, а интерпретируйте, пожалуйста, про древо! Что-то я в школе пропустила...
мысью по древу мысь - это белка
Старый 30-07-2008, 17:55     #12866
kirena
Элита
 
Зарегистрирован: Nov 2007
Сообщения: 1 221
kirena отсутствует


Если мне не изменяет память, то это выражение взято из произведения "Слово о полку Игореве"
Старый 30-07-2008, 17:55     #12867
Воительница
Старожил
 
Зарегистрирован: Jan 2008
Адрес: Пр. Просвещения, Д.Бедного
Сообщения: 1 448
Воительница отсутствует


Цитата:
Сообщение от kirena Посмотреть сообщение
Растекаться надо МЫСЬЮ (т.е БЕЛКОЙ)
о как мы вместе
Старый 30-07-2008, 17:57     #12868
Ola_M
Наш человек
 
Зарегистрирован: Jun 2006
Адрес: Звездная
Сообщения: 8 864
Ola_M отсутствует


Откуда, я помню Но растекающаяся белка меня тоже смущает
Старый 30-07-2008, 18:01     #12869
kirena
Элита
 
Зарегистрирован: Nov 2007
Сообщения: 1 221
kirena отсутствует


Цитата:
Сообщение от Ola_M Посмотреть сообщение
Откуда, я помню Но растекающаяся белка меня тоже смущает
она не растекается, а бегает))) Целиком эта фраза звучит следующим образом: ..." растекался мысью по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками"...
Старый 30-07-2008, 18:02     #12870
Воительница
Старожил
 
Зарегистрирован: Jan 2008
Адрес: Пр. Просвещения, Д.Бедного
Сообщения: 1 448
Воительница отсутствует


Цитата:
Сообщение от Ola_M Посмотреть сообщение
Откуда, я помню Но растекающаяся белка меня тоже смущает
а может и не напрасно, смотрите, что я нашла http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es3/es3-2931.htm
Энциклопедия "Слово о полку Игореве"

МЫСЛЬ. Слово М. употреблено в С. пять раз: «Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы» (С. 2—3); «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати» (С. 20); «Великый княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти?» (С. 28); «А ты, буй Романе, и Мстиславе! Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло» (С. 31); «Игорь спитъ, Игорь бдитъ, Игорь мыслію поля мѣритъ от Великаго Дону до Малаго Донца» (С. 40).
В «Словаре» С. 4 фрагмента приведены под значением «воображение, творческое воспроизведение, представление», а фрагмент со с. 31 приведен под значением «замысел, намерение, умысел». Особого внимания заслуживает слово М. первого фрагмента, вызвавшее до сих пор не прекращающуюся дискуссию. Выражение «растѣкашется мыслію по древу» первоначально переводили так: «носился мыслию (мысленно) по дереву (деревьям, лесам)». Однако данная фраза смущала мн. исследователей. Барсов, в частности, писал: «Что в самом деле может значить движение мыслию по древу? Все попытки как бы то ни было осмыслить это выражение оказываются неудачными». В связи с этим рано возникло предположение, что в самом тексте скрывается какая-нибудь описка или ошибка. Полевой в 1833 предположил, что под мыслию здесь следует разуметь какого-нибудь зверька или птичку, «ибо тут видимая постепенность сравнений»: облака, земля, дерево — орел, волк, мысль (?). Согласившись с этим соображением Полевого, некоторые переводчики заменяли слово М. словами «соловей» (Н. Павлов, А. Скульский), «рысь» (Корш), «бусый горностай» (Андриевский). Однако все указанные замены
294

были произвольными, поскольку невозможно было обосновать их палеографически. Этого недостатка лишена догадка Н. Корелкина, предложившего вм. слова М. читать сходное с ним диалектное слово «мысь», означающее «белка». Корелкин сослался на бытование этого слова в Опочецком у. Псковской губ. Барсов сообщил, что, по словам П. И. Савваитова, мысью называют белку и в некоторых местах Новгородской губ. (Слово. Т. 2. С. 130). Известно это слово в том же значении и в среднеуральских говорах (Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1982. Вып. 9. С. 334). Вероятно, на основании сообщения Корелкина слово «мысь» в значении «белка» попало в словарь В. И. Даля с указанием на его бытование в Опочецком у. Псковской губ. (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 2. С. 365). Конъектура Корелкина была принята мн. исследователями, в том числе и Вс. Миллером, который предположил, что «мысь» означает не простую белку, а ту ее разновидность, которая называется у нас полетушей, летягой или просто летучей белкой (Взгляд. С. 61).
Н. М. Егоров, соглашаясь с тем, что М. следует читать как «мысь», полагал, что слово это означает в С. не белку-летягу, а лесную мышь. Однако доводы его неубедительны. Сомневаясь в существовании слова «мысь» в значении «белка», некоторые исследователи, в частности Виноградова, полагали, что Корелкин принял за новое слово диалектную фонетич. форму слова «мышь», объясняемую меной ш на с в псковских говорах.
Барсов предположил, что в авторском тексте читалось «мысль мысию», но поскольку первое слово было написано под титлом с выносным л, то из стоявших рядом двух слогов мыс- один был переписчиком опущен, в результате чего вм. двух слов в тексте оказалось одно — «мыслию». По гипотезе Барсова, подлежащим в оригинале было слово М.: именно М. Бояна «растекалась» в образе мыси, волка и орла.
Сходной точки зрения придерживалась Виноградова. Однако, по ее мнению, автор уподобил здесь М. Бояна не белке, а соловью, как и в др. фрагменте С. Боян растекался М.: (соловьем) по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Объясняя отсутствие в тексте слова «соловьем», исследовательница предлагает две версии: либо оно было опущено автором, поскольку и без того ясно, кто мог «растекаться по древу», либо было утрачено при переписке. О. Н. Трубачев пытался примирить оба прочтения («мыслию» и «мысию»). Он предполагает существование в праслав. яз. слова *mys-tl, означавшего мелкого зверька, которое затем упростилось в *myslь, подобно тому как «лѣторастль» в «лѣторасль». В свою очередь «мысль» (в значении «мелкий зверек», «белка») превратилась, по словам Трубачева, в «мысь» и в этой форме сохранилась в говорах XIX в. По мнению А. Чернова, отметившего характерную для С. многозначность, слово М. могло означать одновременно и «мысль» и «мысь». Среди исследователей, отстаивавших чтение «мыслию», следует выделить М. Халанского и Шарлеманя, которые понимали под «древом» муз. инструмент, на котором играл Боян (Халанский — гусли, Шарлемань — лютню). «Растекаться мыслию по древу», по словам Халанского, — «значит разбегаться мыслию по гуслям, по струнам, соображая слова песни и мелодию и беря первые аккорды, как поют теперешние бандуристы» (Южнославянские сказания... С. 216).
295

Скорее всего, в авторском тексте читалось все же слово «мысь». Об этом говорит прием параллелизма, использованный в рассматриваемом фрагменте, свидетельствующий о том, что наряду с волком и орлом здесь упомянут зверек или птичка, так же прочно связанный в нашем сознании с деревом, как орел с небом, волк — с землей. Таким зверьком и является белка. Особенно убедительным выглядит в данном фрагменте чтение «мысь» в значении «белка», если учесть, что здесь упомянуто не простое дерево, а «мировое древо», отражающее космологич. представления язычников (см. Древо). В таком случае формула тройственного превращения Бояна истолковывается как шаманское путешествие Бояна, его «растекание» по мировому древу, по трем сферам космоса: в образе орла (символа неба) — под облаками, в образе волка (символа земли) — по земле, в образе белки (медиатора между верхом и низом) — по стволу мирового древа. Именно эти зооморфные образы в сказаниях о мировом древе представляют три сферы мироздания (см. статьи Шарыпкина и Е. Л. Мороз) и единственно возможны в данном контексте. Такое толкование образа Бояна подтверждается тем, что и в др. фрагментах С. он выступает как обладатель сверхъестественных способностей (см., напр., эпитет «вещий»), как шаман, волхв, основной функцией которого было посредничество между людьми и сверхъестественными силами — богами и духами. (О том, с какой целью автор С. характеризует Бояна как языч. певца-шамана, см. в статье: Соколова Л. В. Зачин в «Слове о полку Игореве» // Исследования «Слова». С. 65—68). Слово М. появилось в С., вероятно, в результате того, что один из переписчиков принял диалектное слово «мысь» (белка) за фонетич. вариант слова М. и исправил предполагаемую ошибку. Существование фонетич. формы «мысь» наряду с «мысль» засвидетельствовано, как указал Колесов, Житием Кирилла Белозерского.





Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

vB-коды Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 08:27.


Powered by vBulletin® Version 3.6.12
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.