развитие ребенка 4-6 лет - Страница 6 - Littleone 2006-2009
Архив форума 04.2006 - 04.2009

Вернуться   Littleone 2006-2009 > Все о детях > От трех до шести



 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 07-07-2008, 10:24
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #51
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


«Скажи коротко».
Прочитайте ребенку короткий рассказ. Попросите ребенка передать его содержание как можно короче, используя минимум слов и предложений. Основное содержание рассказа необходимо сохранить, а второстепенные моменты нужно отбросить. Рассказ может быть таким:
«Маленький котенок Тимошка был очень непослушным. Он очень часто не слушался маму, чем очень расстраивал ее. Утром мама кошка говорила Тимоше умываться, а он только в ответ говорил: «не хочу». Мама звала его завтракать, а он ей в ответ бубнил – «не буду». И так вот целыми днями – не хочу, да не буду. А ведь ты же знаешь, если маленькие котяточки не слушают маму так и до беды не далеко. Так и с Тимошей приключилось. Как-то он не послушный убежал от мамы, спрятался, и не заметил он, что за его спиной уж притаился большой, старый, злой пес. Увидал его Тимоша, испугался, что делать не знает, а пес злится, вот-вот цапнет за лапу. Но увидела мама, прибежала, выручила Тимошу. Отвлекла пса, убежал Тимоша и скорее к себе домой. С тех пор Тимоша стал маму слушаться всегда».
Возможности использования: Это задание позволит ребенку научиться выделять главное. Будет способствовать формированию четкости мышления. Оно особенно будет полезно тем детям, которые не отличаются ясностью, четкостью высказываемой мысли. Чей рассказ или описание больше похож на лавину мыслей, чем на изложение некоего материала или описание происходящего.
Описание для ребенка: «Я тебе сейчас расскажу историю. Попробуй пересказать ее мне, но как можно более коротко. Не забудь только про одно очень важное условие, все самое главное обязательно нужно назвать».
8. «Какой, какая, какое?»
Ребенку предлагаются слова, к которым он подбирает слова-определения, какими могут быть названные предметы или живые существа. Например:
• Человек – добрый, высокий, красивый, сильный, хитрый;
• Книга – толстая, интересная, квадратная, детская, желтая;
• Машина – железная, красная, быстрая, сломанная, новая;
• Дорога – длинная, извилистая, асфальтированная, мокрая, серая;
• Дом – деревянный, теплый, многоэтажный, крепкий, старинный.
Возможности использования: Если ребенку сложно подбирать слова помогите ему, задавая наводящие вопросы. «Если в доме много этажей, то он какой?» «Если прошел дождик и на дорогу упали капли, то она какая?» и т. д. Количество слов, которые нужно назвать ребенку подбирайте в соответствии со сложностью определяемого слова и уровнем развития ребенка.
9. «Доскажи словечко».
Эту игру можно проводить с мячом. Кидая мяч ребенку нужно произнести первую половину слова, а ребенок, поймав мяч и кидая мяч, обратно называет его, полностью добавив не достающую часть. Слова, используемые в игре, могут быть абсолютно разные, а ответы - не всегда ожидаемыми, что очень важно. Будьте внимательны!
Теле - телевизор, телефон, телеграф.
До – дорога, дом, доска, дождь.
Мы – мышь, мыло, мычать.
Объяснения для ребенка: «Я буду называть первую часть слова, а ты называй слова целиком. Давай попробуем».
10. «Чтобы это значило?».
Предложите ребенку попробовать объяснить то или иное крылатое выражение. В силу юности возраста стоит выбирать фразы простые, которые возможно объяснить через образные сравнения. Например, «золотая осень» золотая потому что листочки на деревьях становятся желтыми – «золотыми».
«Золотая осень».
«Золотые руки».
«Железный человек».
«Острое слово».
«Дело мастера боится».
«На все руки мастер».
«Больше дела - меньше слов».
«Глаза боятся - руки делают».
«Будешь книги читать - будешь все знать».
«Хлеб всему голова».
Объяснения для ребенка: «Скажи, пожалуйста, что бы это значило? Как это золотые руки? Разве могут руки быть сделаны из золота? Как ты думаешь, почему некоторые руки называют золотыми?» Если у ребенка не получается самостоятельно подобрать объяснение, попробуйте порассуждать вместе что может означать переносный смысл.
Старый 07-07-2008, 10:25
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #52
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


12. «Поиграем в следователя».
«Внимание, внимание мы разыскиваем друга!» Эту игру можно начинать именно такой фразой. В качестве друга, разыскиваемого ведущим, может выступать животное или птица знакомые играющим. Ведущий описывает, кто ему нужен, как он выглядит, что любит, что делает. Например, разыскивается птица. Сама черная, бока белые. Умеет варить кашу, которую всем давала, только одному не давала – воды не носил, каши не варил.
Объяснения для ребенка: «Я хочу найти животное, а как называется, не знаю. Я тебе сейчас расскажу, какое оно, а ты попытайся мне помочь вспомнить, как же оно называется ».
13. «Подскажи словечко».
Взрослый зачитывает предложения, пропуская некоторые слова. Ребенку нужно не достающие слова по смыслу подобрать и вставить. Можно задание обыграть, напечатав текст с пропусками в предложениях на листе бумаги. Читая предложения ребенку можно показывать листок, в знак вашего искреннего не знания каких же именно слов не хватает. За основу можно брать рассказы детских писателей Сладкова, Бианки, Сутеева, а можно придумывать свои.
« По лесу бежала рыжая плутовка …(лиса). Она увидела на снегу следы … (зайца) и хотела его догнать. Лисе казалось, что заяц где-то рядом, но из-за того что шуба у него …(белая) ей было никак не увидеть его. Лиса добежала до высокой зеленой … (ели). Остановилась, принюхалась, и тут из-под самого носа зайка как … (выпрыгнет)». Если ребенку будет сложно подбирать нужные слова можно помогать задавая вопрос по смыслу текста. Например, «по лесу бежала рыжая плутовка (кто?)…. Она увидела на снегу следы (кого?)…».
Объяснения для ребенка: «Посмотри, у меня на листочке написана история. Только вот одна задача, не хватает слов. Давай, вместе прочитаем и попробуем понять, какие же слова потерялись?»
14. «Продолжи фразу».
Эта игра похожа на предыдущую, только здесь нужно просить назвать ребенка не одно слово, а закончить предложение полностью. Задавая предложение, желательно формулировать его так чтобы ребенок находил причинно-следственные связи, учился их выстраивать. Предложите ребенку закончить начатое вами предложение.
• На деревьях распускаются листочки, потому что …
• На дорожке лужи, потому что …
• Собака залаяла, потому что …
15. «Подбери подходящее слово».
Для того, чтобы создавать предложения в соответствии с правилами родного языка, ребенок не выдумывает суффиксы и приставки, не заучивает правила грамматики, - он усваивает необходимые ему нормы в ходе непосредственного общения. Предложите вашему малышу подбирать подходящее для продолжения фразы слово. Подбирая различные варианты заданий, дайте возможность почувствовать всю гамму словообразования. Если у ребенка возникают трудности или малыш ошибается, помогите ему выбрать единственно правильный ответ.
Задания можно разделить по категориям:
• Один – много;
1. коза – козы, корова - …, лошадь - …, человек - …, ребенок - ….
2. машина – машины, сапог - …, дом - …, сумка - …, тетрадь - …, книга - …, ручка - …, лампа - …, город - …, стул - …, ухо - …, стекло - …, имя - …, друг - … коготь - …, облако - …, воин - …, цветок - …, пила - …, молодец - …, стебель - ….
3. красивый – красивые, сильный - …, холодный - …, чистый - ….
• Большой – маленький;
1. машина – машинка, лодка - …, корабль - …, игрушка - …, книга - …, мяч - …, стол - …, рука - …, солнце - …, стул - …, флаг - …, чашка - …, шапка - ….
• Взрослый – ребенок;
1. кошка – котенок, собака - …, корова - …, лошадь - …, свинья - …, овца - ….
2. курица – цыпленок, гусь - …, индюк - …, утка - ….
• Он – она;
1. внук – внучка, сын - …, девочка - …, мама - …, дедушка - …, дядя - ….
2. гусь – гусыня, курица - …, индюк - ….
3. лошадь – конь, овца - …, кот - …, корова - …, собака - ….
• Из чего сделано;
1. стакан – стеклянный, тетрадь - …, дом - …, дверь - …, ваза - …, ложка - …, чайник - ….
• Изменения по падежам, использование предлогов;
1. Катя вошла в дом, Катя находится в …, Катя вышла из …, Катя стоит рядом с ….
• Множественное число, родительный падеж;
1. вилка – вилки – много вилок, ложка - … - много …, стол - … - много …, корзина - … - много …, собака - … - много …, сказка - … - много …, дом - … - много ….
Возможности использования: ориентируйтесь на уровень развития ребенка. Начинайте с простых слов знакомых ребенку постепенно переходя к более сложным. Если ребенку не достаточно одного приведенного примера для нахождения аналогии разберите вместе несколько пар, а после это предлагайте выполнять самостоятельно. В данной игре можно использовать мяч кидая его друг другу с вопросом и ответом. Кроме предложенных вариантов попробуйте и обратные (много – один, маленький – большой, ребенок – взрослый и т. д.).
16. «Сочини историю».
В эту игру можно играть как вдвоем, так и целой компанией.
Предложите ребенку сочинить рассказ или сказку. Первый участник – это может быть как взрослый, так и ребенок придумывает первое предложение истории. Задача второго придумать продолжение – второе предложение. Третий играющий, или если играют двое, то снова первый придумывает следующее – третье предложение и т. д.
Возможности использования: когда ребенок освоит логическое построение истории, можно усложнить, активизируя память. Каждый играющий, начиная со второго, повторяет, то предложение, которое придумал предыдущий игрок, не весь текст сначала, а только то что добавил предыдущий. Когда и этот этап будет освоен, попросите ребенка, после того как история будет завершена как можно подробнее рассказать, что получилось.
Объяснения для ребенка: «Давай придумаем рассказ или сказку. Я начну, а ты продолжишь, потом снова я что-то добавлю и вновь ты. Так и будем придумывать по-очереди понемножку».
Старый 07-07-2008, 10:25
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #53
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


17. «Как сказать иначе?»
В ходе этой игры ребенку нужно научиться подбирать слова-синонимы. Ребенок, конечно же, еще не знает что это такое, поэтому ребенку необходимо объяснить, что ему нужно будет называть слова близкие по смыслу.
Котенок забавный - веселый, смешной, потешный, комичный...
Щенок печальный - грустный, нерадостный, огорченный...
Заяц пугливый – боязливый, трусливый, робкий…
Ребенок бежит – мчится, несется, спешит, летит сломя голову…
Мама говорит – объясняет, рассказывает, растолковывает…
Мальчик балуется – шалит, хулиганит, озорничает, безобразничает, проказничает, дурачится…
Машина едет – мчится, катится, несется…
Объяснения для ребенка: «Я скажу какое-то слово, фразу, а ты помоги мне тоже самое сказать по-другому, другими словами».
18. «Многозначные слова».
Очень модная гусыня
Говорила мне при сыне:
«Ухожу я со двора,
В лес за шляпками пора!

Обещали мухоморы
Головные мне уборы;
Нынче в моде белый крап –
Не останусь я без шляп!

Вот и шляпная корзина
Из грибного магазина, -
Я иду за шляпкой новой
И булавкою сосновой!».
Предложите ребенку припомнить, какие одинаковые слова мы используем для названия разных предметов. Обсудите, что они обозначают, в чем может быть сходство некоторых обозначений, какие категорически может быть не похожи.
Шляпка у гриба – шляпка на голове.
Лук мы едим – из лука стреляем.
Иглой мы шьем – иглы растут на елках – иглы растут на спине у ежа.
Ручкой мы пишем – за ручку открываем дверь – за ручку держим друг друга.
Носик у ребенка – носик у чайника.
Язычок у человека – язычок у ботинка.
Несется курица – несется машина.
Румяный пирог – румяный ребенок.
Дорогой друг – дорогой камень.
Свежий хлеб – свежая новость.
Крепкий чай – крепкая дружба – крепкий камень.
Гладит утюг белье – гладит мама Машу.
Летит птица по небу – летит Катя по дорожке.
19. «Найди ошибку».
Предложите ребенку поискать ошибки в фразах, предложениях которые вы будете произносить. Предлагаю в данном случае сделать акцент не на внимательности ребенка как таковой, а на понимание использования смысла слов.
Кот идет под дорожкой.
Катя вышла из двери.
Собака вылезла в конуры.
Таня сидит под стулом.
Игорь спускается на лестнице.
Птица летит над небом.
Обсудите с ребенком, в чем ошибка, придумайте правильный вариант. В случае возникновения трудностей покажите и объясните разницу между различными предлогами.
21. «Многоголосье».
Попробуйте вместе с ребенком поиграть собственным голосом и словами хорошо вам обоим известными. Одни и те же фразы, детские маленькие стишки почитайте, по-произносите с различными эмоциями, интонациями, паузами. Представьте, что вы актеры и играет на сцене и вам нужно сыграть некоторую роль.
• Расскажите стишок низким голосом, как медведь.
• Расскажите стишок высоким голосочком, как маленькая птичка.
• Расскажите стишок дрожащим голосом, как трусливый заяц.
• Расскажите стишок хитрым голосом, как плутовка - лиса.
• Расскажите стишок с акцентом, как будто вы иностранец.
• Расскажите стишок строгим голосом, как мог бы сказать строгий папа.
• Расскажите стишок добрым, ласковым голосом, как рассказала бы мама.
Старый 07-07-2008, 14:31
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #54
Jerit
Ветеран
 
Зарегистрирован: Jan 2006
Сообщения: 599
Jerit отсутствует


Спасибо! Очень пригодится. Взять бы еще за правило во все это играть с ребятенком!
Старый 07-07-2008, 23:01
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #55
Яна В.
Элита
 
Зарегистрирован: Jun 2008
Адрес: СПб ул.Есенина
Сообщения: 1 655
Яна В. отсутствует


Большое спасибо!!!!
Пошла резать разноцветные карточки и рисовать "недорисованные" картинки.
Старый 09-07-2008, 16:08
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #56
lexana
Элита
 
Профиль lexana
 
Зарегистрирован: Jan 2004
Сообщения: 1 961
lexana отсутствует


Огромное спасибо. Буду искать Вашу книгу.
Старый 11-07-2008, 09:30
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #57
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


Тут помню, тут не помню

Память - это ряд взаимосвязанных процессов, при помощи которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Недостаточность в развитии, хотя бы одного из этих процессов, могут повлечь за собой трудности в обучении, освоении нового материала, запечатлении информации поступающей к нам из окружающей среды. При построении занятий развивающих ребенка необходимо учитывать различные особенности функционирования процессов памяти. И хотя хорошая память не является гарантией высокого интеллекта, она оказывает существенное влияние на его формирование.
В психологии принято рассматривать процессы памяти с различных сторон – разделять ее на подвиды по степени участия волевого акта, долгосрочности, типу запоминаемой информации.
Произвольная и непроизвольная память – различается по степени усилия приложенного человеком для запоминания. Если помните, чуть раньше мы говорили о произвольном и непроизвольном внимании, в данном случае основание для выделения подвидов схожи. Непроизвольное запоминание активизируется для запечатления чего-то интересного, занятного, важного для нас. Данный вид запоминания основывается на естественном интересе человека и не требует с его стороны никаких усилий. Произвольное запоминание напротив напрямую зависит от специального усилия, которое прилагает человек, для того чтобы запомнить что-либо. Для ребенка, чьи мотивационные и волевые процессы еще не совершенны, желательно учитывать данную особенность и информацию, даваемую для запоминания разнообразить чем-то интересным, увлекательным.
Так психолог П. И. Зинченко, посвятивший ряд своих исследований произвольному запоминанию, утверждает, интересный факт. Продуктивность данного вида памяти значительно возрастает, если задания, которые предлагают ребенку, направлены не просто на пассивное усвоение материала, а на активную работу с ним, выполнение различных мыслительных задач (придумывание слов, установление связей между объектами). Это доказывает и связь между произвольным и опосредованным запоминание.
Рассматривая обычный рисунок, ребенок, скорее всего, запомнить часть нарисованного. Если мы дадим установку запомнить как можно лучше, процент запечатленной информации значительно увеличиться. Если по рисунку предложенному ребенку мы вместе с ним составим логические связи, найдем сходства и различия между предметами, объединим в некоторые группы, процент сохраненной информации станет еще выше. Эта простая зависимость обусловлена основными свойствами памяти, одно из которых опосредованное запоминание, так что же это такое?
Непосредственное и опосредованное запоминание отличают по уровню наличия логических связей в запоминаемом материале. При непосредственном или, иначе говоря, механическом запоминании сохранение информации совершается без участия мышления, т.е. без осмысленной переработки материла, без установления логических связей, структур. Подобный вид запоминания мы часто называем «зубрешкой». Конечно, в некоторых случаях данный вид запоминания может принести пользу, но в основном он не эффективен, так как требует много сил, но не дает возможности свободно пользоваться информацией. При опосредствованном, логическом запоминании, материал проходит через осмысление, что дает возможность четко осознавать заученное и гибко им пользоваться в любую минуту. В дошкольном возрасте более интенсивно развивается механическое запоминание, так как уровень развития логического мышления еще не достаточен, и он не дает возможности в полной мере пользоваться опосредованным логикой мышлением.
Один из самых простых приемов опосредованного запоминания является перекодирование информации из словесной, абстрактной формы в образную, основанную на зрительных впечатлениях. Для этого необходимо научиться осуществлять перевод запоминаемого материала в образную форму. Именно поэтому, очень полезны задания тренирующие способность представлять зрительно слова, не обозначающие конкретных предметов. Например, желтый цыпленок – объект конкретный и по цвету и по тому, кем он является, а вот что такое веселое настроение? Вы когда-нибудь пробовали нарисовать что это и как это? А сможет ли подобные абстрактные явления нарисовать ребенок? Конечно задание это вполне выполнимое, но требует тренировки и развития. При должном уровне развития данный прием при сравнительно не больших затратах времени позволит более эффективно запоминать, а впоследствии и воспроизводить ту или иную информацию.
Принято также выделять виды памяти, основываясь на временном показателе. Кратковременная память предназначена для удержания полученной информации в течение короткого времени (не более 20 секунд) после чего информация либо переводится в долговременную память либо, забывается. Долговременная – предназначена для хранения информации длительный срок, что-то мы будем помнить несколько часов или дней, после чего забудем, скорее всего, но есть некоторая информация, которую мы помним всю жизнь – например это наше имя или имена наших родителей. Оперативная память удерживает информацию в течение установленного, заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Нарушения в развитии хотя бы одного из этих видов памяти могут пагубно отразиться на всех процессах запоминания.
Принято также классифицировать память по типу запоминаемой информации - зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная и т.д. Эти типы, прежде всего, связаны с модальностью воспринимаемой информации, которую запоминает человек, а так же видами памяти на отдельные события, эпизоды жизни.
Известный психолог П. П. Блонский считал, что раньше всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, затем запоминают пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.
Двигательная память проявляется уже в младенческом возрасте, когда ребенок начинает учиться выполнять самые простые действия и движения. Со временем комплексы запоминаемых действия усложняются, вместе с совершенствованием приобретаемых навыков, например, ребенок научается застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Приближаясь к школьному возрасту, в работе двигательной памяти наблюдается все большее усложнение. Занятия различными видами спорта, танцами, участие в различных играх требуют от ребенка способности запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения, в свою очередь и, развивая их.
Эмоциональная память хранит пережитые чувства и отношения к окружающим людям, событиям, явлениям. Она с одной стороны является основой для самосохранения, не допуская до опасных моментов жизни, а с другой подталкивает к наиболее приятным, положительным. Например, если вдруг ребенок имел опыт негативного общения с чужим человеком, полученные и сохраненные в памяти отрицательные эмоции удержат от подобной встречи в будущем, и наоборот, приятные события в жизни ребенок будет стараться воспроизводить снова и снова, помня о положительных переживаниях. Зачастую объяснить этого ребенок не может, так как, скорее всего, помнит некое ощущение, а не само событие, связанное с ним.
Но память это не только познавательный процесс, это еще и процесс, служащий формированию личностных качеств человека. Интересен тот факт, что взрослый человек не помнит своего раннего детства. Существуют различные версии, почему это происходит. Одни утверждают, что это связано с психотравмирующем опытом первых лет жизни. Другие, что память должна качественно изменится, для того чтобы информацию можно было в последствии извлечь и воспроизвести. Третьи утверждают о связи развития памяти и мозговых структур, которые развиваются до определенного уровня не к моменту рождения, а значительно позже. Согласиться можно с любым из этих мнений, спорить не будем, но важно одно, ребенок научается помнить самого себя, а значит, наступает важный этап в саморазвитии личности.
Старый 11-07-2008, 09:31
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #58
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


Определение уровня развития памяти ребенка:
Зрительная память.
Выберите 10 простых изображений из предметных картинок знакомых ребенку. Картинки могут быть, например следующими:
• Мяч, машинка, цветок, бабочка, слон, собака, самолет, кукла, книга, ключ.
До проведения тестового задания этот набор не должен быть знаком ребенку. Посадите ребенка перед собой примерно на расстоянии вытянутой руки, приготовьте поверхность, на которую вы будете выкладывать карточки (это может быть стол или стул). Вы даете ребенку следующие разъяснения:
«Давай с тобой поиграем. Я буду показывать тебе карточки по одной, всего их будет десять. Постарайся смотреть очень внимательно и запомнить все что увидишь. Называть их сразу не нужно, только смотри и запоминай, то, что увидишь. Рисунки все тебе знакомы, так что ничего сложного не будет». И вы показываете ребенку по одной картинке, предъявляя каждую на 1- 2 секунды. После предъявления каждую из карточек вы кладете стопкой изображением вниз перед ребенком.
Когда вы показали все десять карточек, скажите: «Назови, что ты запомнил». Ребенок начинает называть, а вы названные правильно картинки выкладываете перед ним, только уже вверх изображением. Когда ребенок назовет все что запомнил, покажите ему остальные картинки и попросите назвать их. Это позволит убедиться, что все рисунки ему знакомы, и не назвал он их действительно, потому что не запомнил.
Если вы заходите попробовать еще раз проверить память вам понадобиться абсолютно другой набор картинок.
Принято считать, что если ребенок смог запомнить и соответственно назвать столько же картинок, сколько ему лет, то, скорее всего он обладает хорошей памятью, ну а если нет… то, наверное, в очередной раз стоит задуматься, может, стоит уделить внимание данному результату и предпринять некоторые действия.
Слуховая память.
Подготовьте на листочке список из 10 односложных или двусложных слов. Набор может быть, например один из предлагаемых:
• Кот, хлеб, дверь, пол, мышь, вата, огонь, лето, волк, часы.
• Заяц, чашка, лес, гром, окно, стол, ключ, книга, ухо, ваза.
• Лиса, чай, груша, зонт, дождь, дом, роза, птица, пол, стул.
Сядьте с ребенком друг напротив друга. Перед началом выполнения дайте ребенку следующие объяснения: «Я назову тебе сейчас десять слов. Слушая внимательно. Тебе нужно постараться запомнить эти слова как можно лучше. Может быть, у тебя даже получиться запомнить все слова. Как только я закончу читать, назови мне все слова что запомнишь».
Прочтите ему заготовленных 10 слов четко и ясно, спокойным голосом. Одно слово в 2 – 3 секунды. Как только вы закончите, ребенок может начинать называть то, что он помнит. Желательно, чтобы между произнесенным списком и словами, которые начнет говорить ребенок, ничего лишнего не произносилось. В случае если ребенок не начнет называть слова, лучше показать знаками что он может говорить то, что помнит, а не словами.
По окончании, каким бы ни был результат, не забудьте похвалить ребенка - это очень важно для него! Для повторной пробы необходим будет другой набор слов. Нормой также как и для зрительной памяти будет являться одно слово на год жизни. То есть для ребенка пяти лет – пять слов, а шести – шесть.
На мой взгляд, в силу индивидуальных особенностей детей, будет достаточно, если хотя бы один из предложенных видов памяти развит не ниже уровня нормы, так как именно он, вероятно, является ведущим, и при обучении ребенка целесообразно основываться на данный вид памяти.
Работу по развитию памяти целесообразно проводить как на учебном материале, так и в непосредственных жизненных ситуациях, на примере предметов окружающих ребенка в обыденной жизни. Важно помнить, что развивать процессы памяти, необходимо основываясь на том уровне, которым обладает ребенок. Ни в коем случае не стоит перегружать память, независимо от того, хорошо или плохо развита она у ребенка.
1. «Что пропало?»
Перед ребенком на столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок их очень внимательно рассматривает и через пару минут отворачивается. Взрослый забирает один из предметов и когда ребенок вновь повернется к столу, просит вспомнить, чего именно не хватает. Начинать стоит с 4-5 предметов или картинок постепенно, по мере возможностей ребенка, увеличивая их количество.
Объяснения для ребенка: «Посмотри внимательно, что лежит перед тобой на столе. Постарайся запомнить, что ты видишь. Когда ты отвернешься, я заберу один из предметов, а ты мне скажешь, какого именно предмета не хватает».
2. «Что ты видел?»
Эта игра схожа с предыдущей. На столе перед ребенком тоже раскладывают несколько игрушек, но установку делают не на запоминание что на столе, а на запоминание деталей предъявляемых предметов. Ребенок рассматривает, запоминает и отворачивается, после чего ребенку задают вопросы о деталях рассматриваемых им объектов. Какого они цвета, есть ли у одной из игрушек в лапках цветы или шарфик на шее и т. д. начинать стоит также с 4 – 5 запоминаемых объектов.
Объяснения для ребенка: «Посмотри, что лежит на столе. Обрати внимание на детали, даже самые маленькие. Постарайся запомнить. Все? Отвернись. Скажи мне…»
3. «Что изменилось?»
Перед ребенком вновь ряд игрушек (4 – 5, не больше для первого раза), но в этом случае он запоминает их расположение относительно друг друга. Когда ребенок запомнит предметы, его просят отвернуться. Расположение нарушают, что-то перемещают или меняют местами. Затем ребенка вновь просят повернуться и указать на те изменения, которые произошли.
Объяснения для ребенка: «Рассмотри внимательно, как лежат эти игрушки. Все? Отвернись,… повернись, посмотри, что изменилось? Исправь, то, что не так. Сделай, как было».
4. «Художник».
Ребенку предлагают сыграть роль художника. Сначала нужно очень внимательно рассмотреть, то, что он будет рисовать – это может быть часть пейзажа за окном, какой – то человек или игрушка, а может быть специально составленный натюрморт. Потом когда ребенок рассмотрит, он отворачивается и описывает то, что помнит, что будет «рисовать». Помните о различных ступенях запоминания, мы говорили чуть раньше. Можно использовать эту последовательность, чтобы показать ребенку эффективность «обдуманного» логического запоминания.
Первый раз предложите просто посмотреть и, отвернувшись, описать что увидел.
Второй, попросите ребенка запомнить все как можно лучше, и потом так же попросите описать, что он запомнил.
Третий раз задавайте вопросы о запоминаемом материале, попробуйте разбить его на различные группы, связанные через различные основания, например, цвет, фактуру, местоположение, и потом при описании помогайте наводящими вопросами.
Именно в последнем варианте запоминания ребенок сможет воспроизвести наибольшее количество информации, даже если вы не будете помогать ему наводящими вопросами, но все же поможете на стадии логического запоминания.
Объяснения для ребенка будут зависеть от того, какую из предлагаемых стадий вы предложите ему.
1. «рассмотри все, что ты видишь за окном. Повернись к окну спиной. Расскажи, что же ты запомнил?»
2. «рассмотри и постарайся запомнить все, что ты увидишь за окном. Старайся быть как можно более точным, внимательным. Готов? Отворачивайся от окна, расскажи, что ты помнишь?»
3. «давай посмотрим в окно. Что мы там видим? Машины, сколько их? Деревья, какие? Птицы есть? А животные? Люди есть за окном, что они делают? и т. д. … отвернись от окна, расскажи, что ты запомнил?»
Думаю вам понятно, что каждый раз изображение должно быть различным. То есть либо смотрим в разные окна, либо компонуем разные объекты для запоминания, а то ребенок их «зазубрит» автоматически, в результате энного количества предъявлений.
Старый 11-07-2008, 09:32
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #59
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


5. «Запомни и повтори».
Это задание аналогично тестам, направленным на диагностику памяти. Ребенку говорят какой-то перечень и просят его назвать максимально точно, также как назовет взрослый. Возможны различные варианты данного задания:
• Ребенку называют цифры в различном порядке и просят их повторить, точно так же как они были названы. Начинать стоит с повторения трех цифр, постепенно, в соответствии с успехами ребенка увеличивая ряд цифр на одну единицу.

3 5 8
4 9 2 1
9 5 1 3 4
7 1 4 9 2 8
9 5 1 7 3 4 6

6 8 4
4 6 8 2
1 9 7 3 5
9 2 8 5 7 1
2 6 4 1 7 5 3

6 9 3
7 3 1 9
1 7 3 4 8
9 3 4 7 1 5
1 9 2 5 6 8 4

2 9 4
1 7 3 8
4 9 2 8 5
9 1 4 6 8 2
5 4 1 9 7 3 5

• Ребенку называют различные не сложные слова и просят повторить их в том же порядке, как они были названы. Начинать нужно с трех – четырех слов, постепенно увеличивая ряд, в зависимости от успехов ребенка. Варианты воспроизводимых слов могут быть следующими:
Кот Снег Ваза
Вата Лес Пол Люстра
Гриб Огонь Туча Пес Роза
Чай Лист Елка Лук Лиса Аист
Пчела Вода Коза Осень Мак Забор Игла

Еж Лампа Пирог
Сосна Чудо Гусь Жаба
Дом Дуб Торт Лужа Зуб
Ворон Сачок Рот Хлеб Нитка Гость
Окно Нос Трава Ухо Мед Арбуз Оса

• Ребенку называют 10 слов, предварительно дают установку на запоминание, а потом просят назвать в любом порядке, то, что запомнил.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Шар День Море Язык Дятел Окунь Лапа Горка Нога Салют
2 Оса Буква Ночь Осина Кукла Лилия Гром Сок Сказка Баран
3 Куст Жираф Утка Очки Кит Рука Сосна Рог Конь Клюква
4 Банка Коса Осел Сад Санки Тигр Слон Ручка Тыква Белка
5 Рыба Зебра Мышь Утюг Река Лось Слива Брат Салат Ветер

• Ребенку называют числа в различном порядке, а он повторяет их, наоборот, в обратном порядке. Например,
2, 5 – 5, 2;
6, 9 – 9, 6;
5, 7,1 – 1, 7, 5;
4, 8, 5 – 5, 8, 4.
Ряд цифр для данного задания не должен быть длинным от 2 до 4 цифр. Начинать, конечно, нужно с простого, уделяя достаточно времени объяснениям, что именно требуется от ребенка. Можно объяснения сопровождать движениями рук, показывая порядок произнесения. Можно использовать, например нумерацию домов. «Представь на улице стоят дома номер два и номер пять. Если мы пойдем с одной стороны, то дом два будет раньше, а пять позже. Если мы пойдем с другой стороны, то дом номер пять мы увидим раньше, а дом два позже».
Возможности использования: все предложенные задания направлены на развитие механической слуховой памяти. Задания довольно сложны для ребенка, так как имеют низкую мотивационную подоплеку, но думаю, стоит попытаться. Главное знать меру и не перетруждать память ребенка заданиями подобного рода, пару минут не больше, чтобы ребенок не переутомился, но имел возможность потренировать себя.
6. «Покажи, кто, что делать умеет?»
Ребенку предлагается припомнить различные действия, которые он мог видеть в жизни или на экране телевизора и повторить их.
 Как кошка лапкой умывается;
 Как гусеница ползет;
 Как бабочка крылышками машет;
 Как птица летит;
 Как человек землю копает;
 Как мама носок зашивает;
 Как Петя в мячик играет;
 Как Рита куклу баюкает;
 Как дети на скакалке прыгают;
 Как бабушка пироги печет.
Возможности использования: В данном случае мы пытаемся активизировать зрительную и двигательную память ребенка, стимулировать перекодирование одной информации в другую. Если вы добавите более абстрактные задания, то мы получим возможность кроме этого развивать мышление и эмоциональную сферу ребенка.
 Как ветер ветки качает;
 Как Маша радуется;
 Как Ира грустит;
 Как солнце светит;
 Как мама деточку свою любит.
7. «Ниточка и иголочка».
Ребенку предлагают некоторую последовательность действий, которую ему нужно выполнить, строго соблюдая последовательность.
 Подойди к шкафу, подпрыгни рядом с ним три раза, возьми с полки тетрадь, положи ее на стол;
 Подойди к столу, разгладь на нем скатерть, подойди к окну, поправь занавеску, хлопни в ладоши три раза.
 Выйди на середину комнаты, присядь дважды, один раз подпрыгни, три раза хлопни в ладоши, скажи: «Ах, какой я молодец!».
 Возьми из стаканчика два карандаша, положи их на столе на тетрадь, повернись вокруг себя один раз, сядь на стул.
 Выйди на середину комнаты, сделай один шаг налево, два направо, поправь прическу, улыбнись.
Возможности использования: для данного задания инструкцию можно давать как в устной форме, проговорив все действия сразу, после чего ребенок будет их выполнять. Или в форме наглядно выполненных действий, которые ребенок так же запоминает и по памяти воспроизводит. Чем меньше движений, тем проще задание для ребенка.
Старый 11-07-2008, 09:33
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
    #60
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


8. «Перекодировка».
Научите ребенка перекодировать слова, из словесной формы переводить в образную. Для этого нужно всего лишь альбом и цветные карандаши. Предложите к каждому слову, которое вы будете называть для запоминания сделать небольшой, схематичный рисунок, не требующий точности в деталях, выполненный приблизительно. Потом по своим рисункам пусть воспроизведет, какие слова вы называли. После того как ребенок освоит это задание, вы сможете усложнить, называя фразы. Сначала они должны быть конкретными:
• Зеленая елка; желтая птица; красная звезда; красивая тарелка; грузовая машина.
Затем фразы могут приобретать более абстрактный характер:
• Холодная погода, злая собака, голодная кошка, теплое солнце, колючий свитер.
К каждой из фраз ребенок делает рисунок-схему. После чего ему необходимо воспроизвести все фразы, как сразу после изображения, так и через какой-то период времени. В случае возникновения трудностей стоит помогать ребенку подсказкой, ведь вы же учите его пользоваться этим методом. Когда ребенок освоит перекодировку фраз. Предложите ему нарисовать целый стишок или небольшой рассказ, которые нужно запомнить или пересказать. Выполняя столь сложную работу, проговаривайте основные признаки, моменты, изменения в действиях героев. Сравнивайте, ищите общие черты, помогите ребенку проанализировать полученную информацию.
9. «Снежный ком».
В эту игру можно играть как вдвоем, так и компанией. Играющие садятся в круг и по очереди добавляют по одному слову к начатому предложению. Задача последующего говорящего произнести без ошибок все предложение сначала и добавить что-то свое, подходящее по смыслу.
Я знаю разные фрукты – яблоко.
Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас.
Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас, апельсин.
Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас, апельсин, груша.
Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас, апельсин, груша, персик.
И так далее пока не появятся ошибки в воспроизведение. Можно продолжать игру до определения выигравшего игрока, то есть каждый допустивший ошибку выбывает из игры, выигрывает тот, кто последним произнесет правильно наиболее длинный ряд слов. Тематика игры может быть различной, и задаваться либо всеми играющими по договоренности, либо первым игроком, который начинает придумывать предложение:
• Собираемся в поход, возьмем с собой – спички.
• Собираемся в поход, возьмем с собой – спички, палатку.
• Собираемся в поход, возьмем с собой – спички, палатку, удочку.
• Собираемся в поход, возьмем с собой – спички, палатку, удочку, хлеб.
• Собираемся в поход, возьмем с собой – спички, палатку, удочку, хлеб, носки.
o У бабушки в огороде растет – картошка.
o У бабушки в огороде растет – картошка, тыква.
o У бабушки в огороде растет – картошка, тыква, лук.
o У бабушки в огороде растет – картошка, тыква, лук, огурцы.
o У бабушки в огороде растет – картошка, тыква, лук, огурцы, морковь.
 Мама варит суп из – картошки.
 Мама варит суп из – картошки, моркови.
 Мама варит суп из – картошки, моркови, мяса.
 Мама варит суп из – картошки, моркови, мяса, соли.
 Мама варит суп из – картошки, моркови, мяса, соли, фасоли.
10. «Таблицы».
На листе формата А4 чертится квадрат четыре на четыре клетки, с длинной стороны примерно 16 сантиметров. В произвольном порядке в клетках располагаются рисунки, цифры или буквы. Начинать стоит с двух – трех рисунков, не больше. Перед ребенком кладут такую же по размеру таблицу, но с пустыми клетками и набор разрезанных символов, среди которых есть и такие же, как изображены на подготовленном образце.
Ребенку дается установка на запоминание и предъявляется на несколько секунд таблица с заполнением. После чего ребенок по памяти выкладывает на своем полотне точно такие же символы, как только что увидел. Варианты заполнения таблиц на цифровом материале:

1

2
1

5 5


5 5

3

1
2

2
4
2
3

Возможности использования: задание будет усложняться с возрастанием количества символов, разнообразия их видов, сложности расположения относительно друг друга. Сложность стоит подбирать адекватно ребенку, основываясь на наблюдениях за ходом выполнения задания. Кроме развития памяти, можно извлечь пользу из данного задания, в запоминании ребенком образа цифры (или буквы, если вариант будет буквенным).
11. «Повтори за мной».
Предложите ребенку поиграть в «повторюшек». Называйте ему фразу или предложение и просите повторить как можно точнее то, что он услышал. Предложения при успешности ребенка стоит постепенно увеличивать.
 Мама поливала цветы в доме.
 Катя примиряла кукле Насте розовое платье и красный бант.
 Рыжий и серый котята бегали за желтой, и синей бабочкой, пытаясь их поймать.
 Рита смотрела в окно и считала птиц: ворона – раз, воробей – два, синица – три, сорока – четыре, галка - пять.
 Инночка заплетала косоньки и завязывала их разными лентами: две синими, три красными, одну зеленой.
Возможен и другой вариант, этой же игры. Ребенок смотрит на выполняемые вами движения и копирует их, старается повторить как можно точнее.





Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

vB-коды Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 01:19.


Powered by vBulletin® Version 3.6.12
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.