Архив форума 04.2006 - 04.2009 |
|
Архив форума | ПОИСК ЗДЕСЬ | Сообщения за сегодня | Пометить все разделы как прочитанные | -->
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
ответ для mama555 на сообщение "Что МОЖНО, а что НЕЛЬЗЯ"
#11
|
Ветеран
Зарегистрирован: Sep 2005
Сообщения: 948
![]() |
Адель Фабер и Элайн Майзлишь :
Как говорить с детьми, чтобы они слушали, и как слушать детей чтобы они говорили - Помочь детям понять и пережить свои чувства - Как достичь сотрудничества - Альтернатива наказаниям - Поддержка самостоятельности - Похвала - Освобождение детей от "ролевых игр" - Соберем все части... Помочь детям понять и пережить их чувства Детям необходимо, что бы их чувства были поняты и приняты, и что бы их уважали... 1) Слушать не "не в пол-уха", а внимательно, и спокойно. Когда кто-то делает вид, будто он тебя слушает, а на самом деле занят своими делами - у тебя отпадает всякое желание что-либо рассказывать такому человеку... Намного легче рассказывать что либо родителю, который действительно СЛУШАЕТ. Не надо ничего говорить, слушайте! 2) Вместо советов и вопросов разговаривая с ребенком достаточно ответить простым словом : "-aaaa..., -мммм, - угу, - я понимаю..." Ребенку бывает тяжело слушать критику, обвинения и советы. Достаточно коротких слов, хорошего отношения и ребенок сам сможет разобраться в своих мыслях, чувствах и прийти к своему решению проблемы. 3) Вместо того что бы отрицать чувства ребенка и уменьшать их значение - дайте имя этим чувствам. Когда мы просим / требуем от ребенка "не переживать" или перестать волноваться по какому-либо поводу, это только сердит его. Ребенку очень помогает, если словами объяснить то, что он чувствует. 4) Вместо логических объяснений - осуществить желание ребенка в фантазиях. Часто логические объяснения не помогают, в такой ситуации можно пофантазировать вместе с ребенком... ( - мама, я хочу корнфлекс. корнфлекса дома нет, но вместо логичского объяснения - У нас он закончился.. Пофантазируйте: - Вот было бы здорово если бы у нас был корнфлекс. Я знаю как ты его хочешь... Как бы я хотела сделать фокус, и что бы передо мной появилась огромная коробка корнфлекса...! ) Можно принять ЛЮБОЕ чувство. Надо ограничивать определеное поведение. Только еще несколько слов на тему принятия чувств... Предупреждения: 1) Обычно дети не любят, когда повторяют то что они сказали слово в слово! 2) Есть дети которые вообще не любят разговоры когда они сердятся. Для них достаточно присутствия мамы / папы что бы успокоиться. 3) Есть дети, которых сердит когда они выплескивают свои чувства, а реакция их родителей "правильная", но говорится холодно, без эмоций. 4) С другой стороны родители не должны отвечать и реагировать более эмоционально чем ребенок. 5) Дети не любят, когда родители повторяют прозвища и обидные слова, которыми они называют сами себя. Часть вторая: Достижение взаимопомощи. Для начала – несколько способов, к которым взрослые часто прибегают, что бы достичь взаимопомощь: 1) Обвинение – ты опять испачкал всю дверь! Почему ты всегда это делаешь? Почему ты не можешь сделать что то как нормальный человек? Сколько раз тебе надо повторять.... и т.д.. 2) Прозвища, оскорбления – То что ты делаешь – глупо, ты что дурак?, ты кушаешь как свинья... 3) Угрозы – Я считаю до 3..., ты у меня получишь, и т.д.. 4) Приказы – Я хочу что бы ты убрала свою комноту немедленно! Ну чего ты ждешь? 5) Лекции и нравоучения. 6) Предупреждения – Не залезай, ты упадешь! Одень свитер, а то заболеешь! 7) Рассказы о том, как мы страдаем - ... Ты хочешь что бы у меня из-за тебя был инфаркт? Ты видишь мои седые волосы – это из-за тебя! 8) Сравнения – А вот твой брат...., А вот Маша..... 9) Ирония – Это твоя домашняя работа? Может твоя учительница знает китайский – я нет... 10) Пророчество – ... у тебя никогда не будет друзей. Так что же ДА делать? 4 правила / принципа, следуя которым мы можем достичь взаимопомощи: 1) Опиши. Опиши что ты видишь, или опиши проблему. Вместо: Сколько раз тебе повторять – что надо выключать за собой свет в туалете? Скажи: В туалете горит свет. 2) Сообщи информацию. Вместо: Кто достал молоко из холодильника и не вернул его на место? Скажи: Дети, молоко киснет, когда оно вне холодильника. 3) Скажи это одним словом. Вместо: длинной лекции на тему что уже давно пора одеть пижамы, и что мы повторяли это детям уже 10 раз.... Скажи: Дети – пижамы! 4) Говори о своих чувствах. Вместо: Прекрати тянуть меня все время за рукав! Скажи: Мне не приятно, когда меня тянут за рукав. 5) Напиши записку. Не надо ничего говорить, просто напишите детям записку или письмо Часть третья - АЛЬТЕРНАТИВА НАКАЗАНИЯМ Разберем пример, когда ребенок бегает в супермаркете по проходам, задевает людей, опрокидывает вещи и т.д.. И это происходит каждый раз. Что делать? Какие альтернативы наказаниям существуют? 1) Покажи ребенку, как он может помочь, вместо того что бы мешать. - Петя, мне очень поможет если ты поможешь мне найти молоко и йогурты! 2) Вырази свие искреннее негодование по поводу его поступка (без оскорблений !) - Мне это очень не нравится! Это мешает другим людям, когда дети бегают в проходах. 5) Дай ему свободу выбора. - Петя, не бегай! Или иди рядом, или сядь в коляску - ты решаешь! 6) Сделай поступок. - Я понимаю, что ты решил сидеть в коляске. (сажаем его в коляску) 7) Дай ребенку почуствовать результаты его поведения. пример - Коля взял ваши инструменты, и забыв вернуть их на место, оставил их под дождем, и они заржавели. 3) Объяви, что ты ожидаешь. - Когда берут мои инструменты - их надо возвращать сразу и в хорошем состоянии. 4) Объясни ребенку, как он может поправить свой поведение, резултаты своего поведения. - То что поможет сейчас этой пиле -это наждачка и много старания... ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Найди удобное для вас обоих время. 1) Поговори с ребенком о его чувствах и нуждах. 2) Поговори с ребенком о своих чувствах и нуждах. (Желательно этот пункт выразить кратко) 3) Обсудите вместе варианты решения проблемы. 4) Запишите на бумаге ВСЕ варианты - не оценивая их. 5) Решите какие варианты вам подходят, какие нет, какие вы хотите воплотить в жизнь. Поддержка самостоятельности 1) Дай ребенку возможность принимать решения. Например: Ты хочешь одеть синие брюки или фиолетовые? Ты хочешь на завтрак йогурт или корнфлекс? 2) Вырази уважение к стараниям ребенка. Например: Зазяать шнурки бывает тяжело, нужно ловко работать пальцами. 3) Не задавай слишком много вопросов. Например: Когда ребенок вернулся из школы / садика не засыпай его кучей вопросов о том как было. Просто скажи - Я рада тебя видеть. Когда ребенок захочет - он сам расскажет. 4) Не спеши давать ответы на вопросы. Например: ребенок - Мама, почему сестричка еще не ходит ножками? мама - А как ты думаешь, почему? 5) Поощряй ребенка использовать источники вне дома. Например: ребенок - папа, чем лучше кормить черепаху? папа - Может быть хозяин зоомагазина знает чем кормить черепаху? 6) Не убивай мечты. Например: - Когда я буду большим я буду врачом! - Это действительно интересно! ( И не надо начинать рассказывать, как это сложно, и как хорошо надо учиться для этого в школе, и что с такими оценками по биологии ребенка никуда не возьмут...) |