Я с ее чтением совсем как бы ни при чем
![1](images/smilies/033.gif)
. Просто бабушка, приезжая к нам в гости раньше каждую неделю (когда она жила близко и мне требовалась помощь 1 день в неделю - посидеть с детьми), учила старшего по Букварю. Ему тогда было 5. А Кристинка (тогда 3), стояла рядом и слушала. С ней никто специально не занимался, но и не отгонял. В итоге, она научилась читать САМА раньше брата, т.е. буквы от бабушки, а складывать в слоги и слова - уже сама, сидя с книжкой на коленях. Ей это было надо и интересно и получилось естественно. Сейчас читает все, что приколочено и не приколочено, никто не побуждает и не "задает". Я была один-в один такая же. Как сейчас помню, мама до ночи на огороде не даче с клубникой возится, я к ней бегу с журналом: "Какая буква?" "К." Я бегу к веранде. прислоняю журнал к стене и выискиваю все буквы К на странице. Помню, как сама училась писать за столом. Было мне тоже 4 года. Чтение мне дало очень много в жизни и дает, а общению с людьми не повредило. У меня есть ребенок, который общается мало, правда не страдает от этого совершенно. Ему для счастья нужен 1-2 друга, толпа дискомфорта не вызывает, но она ему, как фон. И он как раз читает пока из рук вон. И все занятия по возрасту, а не наперед.
А Кристинка читает и увлекается математикой (не позанимаешься с ней "Ступеньками" - съест заживо
![3](images/smilies/051.gif)
), а общение - это ее все. Друзей заводит на площадках в момент, на праздниках зажигает, с мальчиками танцует
![3](images/smilies/051.gif)
. Пошли на праздник Смешариков год назад, там была платформа, на ней девушка-клоун танцевала и детям движения показывала. Кристинка, не долго думая, залезла на платформу и танцевала рядом. Любого чужого человека заговорит до упаду.
Все дети разные, но я для себя вывела одно правило - надо идти за ребенком. Если он готов и хочет и может - преступление его отстранять. А если не готов и не может - незачем тащить и мучить. У меня это и на развитие, и на кружки, на все распространяется.