Архив форума 04.2006 - 04.2009 |
|
Архив форума | ПОИСК ЗДЕСЬ |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
когнитивный диссонанс
Зарегистрирован: Feb 2006
Сообщения: 10 309
![]() |
Знаю, что многие родители переживают по поводу того, что их дети не слишком самостоятельны в учебе. Многим деткам требуется помощь и немалая. И в приготовлении домашних заданий - объяснить то, что в классе недопонял, помочь, растолковать. И организационная - проследить, чтобы все уроки были сделаны, чтобы все учебники-тетради были собраны... Т.е. детки наши не настолько самостоятельны, насколько хотелось бы. И это касается не только начальной школы, многим требуется помощь и контроль вплоть до 11 класса.
Как научить наших детей быть самостоятельными? Предлагаю делиться технологиями ![]() Расскажу о системе обучения и воспитания, которая принята в нашей школе при обучении физики. Почему физики? Потому что вот такой у нас физик ![]() ![]() 1. Самостоятельность в изучении теории физики. Конечная цель курса физики в 7-9 классе - не заучивание физических законов, не знание научной теории, а понимание того, что происходит в окружающем мире. Т.е. чтобы ребенок умел объяснить простые явления материального мира, обладая системой физических знаний. Таким образом все обучение нацелено на понимание ребенком и на его умения объяснять. Объяснять - значит думать самому и учиться толково донести мысль до другого. Для этого дети объясняют материал родителям дома (нужно спрашивать, переспрашивать, просить растолковать, задавать вопросы - а почему так). Объясняют материал всему классу у доски. Оценок за это не ставят. Главное - разговорить ребенка ("пусть даже поначалу говорит неправильно, вместе разберемся что к чему" (с)), побудить его к тому, чтобы он захотел объяснять. Объясняют материал соседу по парте во время урока - поскольку всех опросить за урок невозможно, то учитель дает какое-то время на опрос учеником ученика. И весь класс одновременно объясняет что-то друг другу, а учитель ходит между рядами и прислушивается. Таким образом, самостоятельность в обучении достигается тем, что ребенок не просто зазубривает материал, а старается освоить его так, чтобы донести мысль до " непонятливого" или "слишком пытливого" родителя, соседа по парте, друга, учителя. Соответственно вектор обучения меняется с "выучить, чтобы сдать" на "понять, чтобы объяснить". 2. Самостоятельность в решении задач и подготовке к контрольным работам. Задачи на дом задаются после каждого урока физики. Но никто их не проверяет. Т.е. учитель не собирает тетради на проверку, не ставит оценок. Задачи решаются для того, чтобы ученик в течение всего курса обучения "разбирался" с материалом и планомерно, самостоятельно, задавая темп удобный ему самому (а не учителю и не родителю), готовился к контрольным работам. Контрольных работ за все время обучения то ли 3 то ли 4. Кроме этого есть еще проверочные и "сюрпризы". Расписание контрольных и проверочных работ известно (это по каждому предмету так), оно висит рядом с расписанием уроков. Расписание "сюрпризов" неизвестно, т.е. они могут случиться в любой момент ("сюрприз - не потому, что приятный, а потому что неожиданный" (с)). В контрольные и проверочные входит решение задач (их ученик должен прорабатывать самостоятельно в течении всего года); написание тестов (с целью постепенно подготовить ученика к активно распространяемой ныне системе тестирования); решение "почемучек". "Почемучки" - это простейшие задачки на объяснение явлений окружающего мира (типа "почему если обмахиваешься веером, становится прохладнее"). "Сюрпризы" - проверка на знание формул, условных обозначений и т.п. Здесь смысл в том, что ребенок должен самостоятельно рассчитывать свое время (зная расписание контрольных) - когда что и как он должен готовить. А неожиданность "сюрпризов" должна подталкивать ребенка к тому, чтобы он готовился постоянно. Важный момент - контрольные нельзя переписывать. Получил 2 - значит 2. Т.е. ребенок должен чувствовать еще и свою ответственность. Понимать, что "вердикт" окончательный и оценка зависит исключительно от того, как он готовился в течение всего триместра (у нас не четверти, а триместры). 3. Самостоятельность в получении консультаций учителя. Каждый день (кроме среды) учитель готов проконсультировать ученика. Для этого просто нужно прийти в кабинет физики и попросить проконсультировать (объяснить, помочь). Но приходить нужно с конкретным вопросом, а не просто "я тут пропустил урок, расскажите мне все". Т.е. до консультации нужно хотя бы минимально посмотреть учебник, тетрадь, попытаться разобраться, а потом уже приходить к учителю. И спрашивать и говорить и обсуждать. Это, пожалуй, основные моменты. Может, что-то менее значимое я и упустила, но главное что мне хотелось сказать (и что мне очень понравилось в этой системе) - обучение нацелено не только на получение знаний, но и - в очень большой степени - на воспитание. На воспитание ответственности, самостоятельности. Дорогие родители, давайте делиться технологиями обучения детей самостоятельности. Может быть у Вас есть какие-то "секреты"? |