Электроэнцефалография: распространенные заблуждения. - Littleone 2006-2009
Архив форума 04.2006 - 04.2009

Вернуться   Littleone 2006-2009 > Все о детях > Особые дети - МОГУТ!



 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 27-03-2006, 20:28     #1
Andre®
Раскрашивающий небо
 
Профиль Andre®
 
Зарегистрирован: Nov 2004
Сообщения: 6 941
Andre® отсутствует


Электроэнцефалография: распространенные заблуждения

Электроэнцефалография – широко распространенный метод функциональной диагностики в неврологии, с которым сталкивается практически каждый практикующий врач. Однако, несмотря на то, что кабинеты ЭЭГ имеются почти в каждом медицинском учреждении, клиническая интерпретация результатов этого исследования в большом числе случаев не отвечает современным требованиям. В основном это происходит из-за ложного понимания задач и возможностей данного метода. Так, крайне распространена точка зрения на ЭЭГ как на метод топической диагностики, в то время как на самом деле определение точной локализации очаговых нарушений по данным рутинной ЭЭГ редко бывает возможно, поскольку сложная геометрия самого мозга в сочетании с нелинейностью электрических процессов в нем часто приводит к появлению поверхностных изменений активности на значительно удаленных участках скальпа. Более точную картину дает регистрация ЭЭГ непосредственно с поверхности мозга или его глубинных структур, однако подобные методы относятся к узкоспециализированным и почти не встречаются в повседневной неврологической практике.

Существенной проблемой является терминологическая путаница при описании результатов ЭЭГ. Несмотря на наличие официальных рекомендаций Международной Федерации Обществ Электроэнцефалографии 1983 г большое количество заключений по ЭЭГ в нашей стране содержит термины, применение которых не имеет никакого практического и теоретического обоснования. Так, едва ли не в подавляющем большинстве ЭЭГ-кабинетов применяются термины «судорожная готовность», «порог судорожной готовности» и т.п. Между тем, этот термин не несет в себе никакой информации. О «готовности» мозга к судорогам можно говорить в условиях лабораторного эксперимента при провокации судорог специальными стандартизированными химическими или физическими раздражителями под контролем глубинных электродов, но никак не по скальповой ЭЭГ. Кроме того, у пациентов с частыми судорожными приступами фоновая ЭЭГ бывает абсолютно нормальной, и наоборот, при редких приступах большую часть ЭЭГ-кривой может занимать эпилептиформная активность, так что о «готовности» мозга к судорогам говорить некорректно в принципе.

Малоприменимым на практике является часто встречающийся вариант электроэнцефалографических заключений, характеризующий состояние срединных структур головного мозга. Поскольку, как уже сказано, ЭЭГ не может служить достоверным топическим ориентиром, делать выводы об уровне поражения можно только приблизительно. Кроме того, часто подобные заключения относятся к нормальным вариантам ЭЭГ с индивидуальными или возрастными особенностями. Диагностическая ценность выявления «дисфункций срединных структур» очень низка и в основном подобные описания являются «косметическими», оправдывающими затраты на проведение ЭЭГ.

К типичным ошибкам интерпретации ЭЭГ относятся попытки обоснования диагноза только по данным исследования, без учета клинической картины. Так, нередки случаи назначения противоэпилептического лечения пациентам без эпилептических приступов при наличии на ЭЭГ эпилептиформной активности. Однако изначально ЭЭГ является нозологически неспецифичным вспомогательным методом, в связи с чем интерпретация результатов исследования возможна только в сочетании с клинической картиной (клинико-электроэнцефалографическая корреляция). Более того, многочисленными исследованиями показана достаточно широкая распространенность эпилептиформной активности среди людей без эпилепсии (1-3% в общей популяции).

В большом числе случаев ЭЭГ ошибочно используется для оценки состояний, не имеющих прямых корреляций с изменениями электрической активности мозга. Распространены ситуации, когда с помощью ЭЭГ делаются попытки характеризовать состояние мозгового кровотока или внутричерепного давления.

Описанные погрешности при оценке ЭЭГ могут быть связаны с тем, что зачастую врач функциональной диагностики, занимающийся расшифровкой результатов исследования, не имеет соответствующей неврологической подготовки. Более того, наилучшие в смысле клинической значимости результаты ЭЭГ получаются при работе с материалом специально подготовленных неврологов, а не врачей функциональной диагностики.

Имеет смысл определить основные направления применения электроэнцефалографии. Это в первую очередь диагностика эпилепсии. Существует множество достаточно характерных изменения электрической активности мозга, в большей или меньшей степени специфичных для разных форм этого заболевания. Знание этих характерных изменений (паттернов) определяет возможность своевременной диагностики и адекватного лечения пациентов с приступами.

Другой важной областью, в которой необходимо применение ЭЭГ, является диагностика смерти мозга. Применение ЭЭГ в качестве критерия диагностики в этом случае определено законодательством.

В диагностике объемных образований головного мозга, нейроинфекций, психических расстройств ЭЭГ является вспомогательным методом, представляющим интерес в основном в качестве инструмента динамического наблюдения.

Для более детального знакомства с основными принципами электроэнцефалографии рекомендуются следующие руководства:

Н.К.Благосклонова. Детская электроэнцефалография

W.T.Blume, M.Kaibara. Atlas of pediatric electroencephalography

J.Ebersole, T.Pedley. Current practice in electroencephalography.

E.Niedermeyer, F.Lopes Da Silva. Electroencephalography: Basic Principles, Clinical Applications, and Related Fields

H.O.Luders. Atlas of electroencephalography.

В.Ю.Ноговицын, 2004.

Последний раз редактировалось Andre®, 27-03-2006 в 20:55.
Старый 27-03-2006, 20:29     #2
Andre®
Раскрашивающий небо
 
Профиль Andre®
 
Зарегистрирован: Nov 2004
Сообщения: 6 941
Andre® отсутствует


Остальная часть топика ЗДЕСЬ

Последний раз редактировалось Andre®, 27-03-2006 в 20:32.
Старый 27-03-2006, 20:52     #3
Andre®
Раскрашивающий небо
 
Профиль Andre®
 
Зарегистрирован: Nov 2004
Сообщения: 6 941
Andre® отсутствует


Загляните еще сюда в части ОБСЛЕДОВАНИЯ и ЭПИЛЕПСИЯ
Старый 30-04-2006, 12:22     #4
Andre®
Раскрашивающий небо
 
Профиль Andre®
 
Зарегистрирован: Nov 2004
Сообщения: 6 941
Andre® отсутствует


up
Старый 30-04-2006, 20:27     #5
Фрося®
Мега-элита
 
Профиль Фрося®
 
Зарегистрирован: Aug 2005
Адрес: север
Сообщения: 4 137
Фрося® отсутствует


а насколько информативно ЭЭГ в пятимесячном возрасте?
Старый 30-04-2006, 22:43     #6
Andre®
Раскрашивающий небо
 
Профиль Andre®
 
Зарегистрирован: Nov 2004
Сообщения: 6 941
Andre® отсутствует


Цитата:
Сообщение от Ксеня
а насколько информативно ЭЭГ в пятимесячном возрасте?
Правильно проведенное - вполне информативно. Но нужен хороший специалист для расшифровки...


Электроэнцефалографическое исследование новорожденных и детей первых лет жизни проводится в амбулаторных условиях, что удобно для родителей и не требует госпитализации ребенка.
Ежедневно исследование проводится у нескольких детей по направлению невропатолога ДКНП, однако возможно проведение обследования в любое удобное для родителей и ребенка время в хозрасчетном отделении поликлиники.
Исследование детей раннего возраста проводится в состоянии естественного дневного сна, между двумя вскармливаниями.
Детей размещают в затемненной экранированной камере на руках у матери или на специальной кроватке.
При регистрации ЭЭГ используются чашечковые электроды, которые удобно крепятся на голове ребенка при помощи мягких резиновых лент.
Необходимо добавить, что электроэнцефалография является совершенно безвредным методом исследования, не имеющим противопоказаний и может проводиться детям любого возраста (в том числе новорожденным и детям раннего возраста) любое количество раз.

Электроэнцефалография - это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга.
В силу появления новых технических возможностей качественного проведения ЭЭГ обследования у новорожденных и детей раннего и младшего возраста, в последнее время наиболее актуальным становится проблема обследования данной группы детей в клинике нервных болезней для оценки тяжести нарушений, течения и исхода поражений головного мозга (в том числе нарушений перинатального и раннего постнатального периодов).
Однако, не смотря на высокую информативность метода, методика применения ЭЭГ обследования для диагностики патологии головного мозга у новорожденных и детей раннего возраста в амбулаторных условиях применяется редко и, в большом количестве случаев, не правильно (обычно проводится анализ ЭЭГ детей в состоянии бодрствования, тогда как для адекватной оценки состояния головного мозга у детей первых лет жизни наиболее важным является анализ ЭЭГ сна)
Электроэнцефалографическое исследование во сне является наиболее адекватным методом оценки функционального состояния мозга детей в младенческом возрасте, поскольку дети грудного и раннего детского возраста большую часть времени проводят во сне, и, к тому же, при записи ЭЭГ во сне исключены артефакты мышечного напряжения (электрической активности мышц), которые в состоянии бодрствования накладываются на биоэлектрическую активность мозга, искажая последнюю.
Необходимо добавить, что ЭЭГ бодрствования у новорожденных и детей раннего возраста недостаточно информативна, так как у них не сформирован основной корковый ритм.
Однако на ЭЭГ сна уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются все основные ритмы биоэлектрической активности, присущие ЭЭГ сна взрослого человека. Нейрофизиологическое исследование сна с использованием ЭЭГ и комплекса различных физиологических показателей позволяет дифференцировать фазы и стадии сна и тестировать функциональные состояния мозга.
Показания к проведению ЭЭГ исследования в состоянии естественного дневного сна у новорожденных и детей первых лет жизни
  • Диагностика и дифференциальная диагностика пароксизмальных состояний различного происхождения (эпилепсия, эпилептические синдромы при органических поражениях мозга, фебрильные судороги и псевдоэпилептические приступы)
  • Оценка динамики лечения ранних форм эпилепсии у детей первых лет жизни
  • Подтверждение наличия и оценка степени тяжести перинатального или раннего постнатального гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы у новорожденных и детей первых месяцев жизни.
  • При динамическом обследовании - оценка динамики и определение прогноза поражений головного мозга различного происхождения.
  • Оценка правильного созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первого года жизни.
Правила подготовки детей первого года жизни к ЭЭГ исследованию в состоянии естественного дневного сна
  • Время проведения ЭЭГ исследования должно соответствовать времени естественного дневного сна ребенка, а продолжительность исследования соответствует обычной продолжительности дневного сна ребенка.
  • После предыдущего кормления до момента ЭЭГ исследования ребенка нельзя кормить и давать ему спать (ребенка кормят, обычно из бутылочки, непосредственно перед исследованием, что облегчает процесс засыпания в условиях обследования).
Преимущества ЭЭГ исследования детей первых лет жизни в ДКНП
  1. Методика не требует госпитализации ребенка.
  2. Исследование проводится во время естественного дневного сна, что не требует введения снотворных препаратов.
  3. Методика совершенно безвредна и может проводится любое количество раз ( в том числе новорожденным и детям раннего возраста)
  4. Проведение ЭЭГ исследования в состоянии сна снижает возможность искажения информации многочисленными артефактами мышечного напряжения
  5. На ЭЭГ сна, в отличие от ЭЭГ бодрствования, уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются все основные ритмы биоэлектрической активности, присущие ЭЭГ сна взрослого человека, что позволяет наиболее адекватно оценить состояние функциональной активности головного мозга.
Старый 30-04-2006, 22:46     #7
Andre®
Раскрашивающий небо
 
Профиль Andre®
 
Зарегистрирован: Nov 2004
Сообщения: 6 941
Andre® отсутствует


В принципе, если ребенок спокойный и не будет бурно реагировать на проведение процедуры, то возможно проведение и в состоянии бодрствования, но, кончечно, количество артефактов будет увеличиваться и нужен хороший специалист, чтобы их отличить от проявлений эпиактивности...
Старый 30-04-2006, 23:22     #8
Фрося®
Мега-элита
 
Профиль Фрося®
 
Зарегистрирован: Aug 2005
Адрес: север
Сообщения: 4 137
Фрося® отсутствует


мы делали в Рауфуса (у зав отд) ребенок молчал минуту, все очтальное время блажила как ненормальная. Под вопросом синдром Вестона, после ЭЭГ не подтвердили...
Спасибо, буду хоть знать как к повторному подготовится.
Старый 30-04-2006, 23:25     #9
Andre®
Раскрашивающий небо
 
Профиль Andre®
 
Зарегистрирован: Nov 2004
Сообщения: 6 941
Andre® отсутствует


ой, ну в Раухфуса так ЭЭГ делали 1.5 года назад, что - и вообще, как вспомню их неврологию -

надеюсь, что что-то изменилось...но я бы переделал для спокойствия... а то как-то неслабо: подозрение на Вест...это ж серьезные основания должны были быть...
Старый 30-04-2006, 23:55     #10
Фрося®
Мега-элита
 
Профиль Фрося®
 
Зарегистрирован: Aug 2005
Адрес: север
Сообщения: 4 137
Фрося® отсутствует


а где можно сделать еще? а то я как-то не в теме((
ну да синдром не подтвердили, написали вот это:"нейтральная неустойчивость с преобладанием процессов возбуждения диффузно, снижен порог судорожной настроенности, незрелость электрогенеза".





Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

vB-коды Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 16:51.


Powered by vBulletin® Version 3.6.12
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.