Архив форума 04.2006 - 04.2009 |
|
Архив форума | ПОИСК ЗДЕСЬ |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
Классная Дама
Зарегистрирован: Dec 2003
Адрес: вне зоны доступа
Сообщения: 5 596
![]() |
Взято здесь.
Игра – серьёзное занятие для ребёнка. Наблюдая, как играют дети, строят ли они башню из кубиков, кормят куклу или учатся катать мяч, многие взрослые полагают, что всё это просто развлечение, не имеющее ничего общего с серьёзными занятиями в последующей жизни ребёнка: учёбой, приготовлением уроков, овладением специальностью. Это, безусловно, неправильное представление, которое большинству из нас, взрослых, было привито в детстве, когда нас учили, что игра – забава, приготовление уроков – необходимость и обязанность, а работа – скучный тяжёлый труд. Когда малыш перекладывает погремушку из руки в руку, когда он пыхтя поднимается по лестнице или строит из кубиков свою первую в жизни башню, – всё это не просто забава, а напряжённая работа – ребёнок изучает мир. Он готовится к предстоящему полезному труду в обществе, готовится стать полноправным созидающим членом исторически сложившегося культурного мира человека. Ребёнок играет не потому, что так легче, а потому, что это занятие трудное и каждый раз требует от него проявления максимума способностей. Наблюдая за ребёнком, Вы можете заметить, что его игра меняется, он овладевает всё время новыми действиями, стремится решить новые и всё более трудные задачи. Кроме того, бесконечно привлекательно для него то, что делает взрослый или другой ребёнок. Итак, игра – важное и серьёзное занятие, поэтому большое значение имеет и то, в какие игрушки играть малышу. Ещё до того, как младенец научится схватывать предметы, ему нравится смотреть на ярко окрашенные игрушки, подвешенные над кроваткой. Уже в конце 1-го месяца жизни, когда малыш умеет достаточно хорошо сосредоточиваться, рассматривая что-либо интересное, Вы можете подвесить над его кроваткой, примерно на расстоянии 25-30 см, разноцветные погремушки различной формы. Вполне достаточно двух-трёх, контрастирующих по цвету и форме (оранжевое кольцо с разноцветными шариками, удлинённый синий колокольчик и пёстрый попугай). В 2–3 месяца малыши с удовольствием рассматривают изображение человеческого лица. Любимой игрушкой, неизменно привлекающей внимание ребёнка, может стать кукла-неваляшка. Она интересна ещё и тем, что издаёт мелодичные звуки при покачивании. В этом возрасте в кроватку малыша можно посадить красивую куклу в нарядном платье. Ребёнок будет её с любопытством рассматривать. Конечно, время от времени игрушки следует менять. К кроватке можно подвешивать не только игрушки, но и любые другие небольшие по размеру предметы интересной формы (деревянную ложку, яркую коробочку и т. д.). Можно также подвесить на стене разноцветные воздушные шарики или укрепить вертушку из лёгкой цветной бумаги. В 4–5 месяцев появляются первые хватательные движения. Ребёнок протягивает к игрушкам ручку, перебирает пальчиками, постукивает ладошкой. После 5-6-ти месяцев детям нравится держать игрушки в руках, греметь ими, пробовать на вкус. Хорошей игрушкой становится небольшая цветная тряпочка или платочек. Малыш будет мять её в кулачке, растягивать, помахивать и трясти ею. Если Вы воспользуетесь такой игрушкой, Вам необходимо предусмотреть, чтобы ткань была чистой и не линяла, так как малыш обязательно потянет её в рот и станет сосать или жевать. В 6-7 месяцев ребёнок уже активно играет погремушками, а также небольшими пластиковыми игрушками разной формы. Но наиболее интересны для малыша во втором полугодии предметы домашнего обихода и кухонная утварь. Он подолгу возится с маленькими кастрюльками, крышками, кружечкой. В этом возрасте он учится вкладывать мелкие предметы в более крупные, с увлечением закрывает и открывает коробочку, накрывает крышкой кастрюлю. Интересной игрушкой может стать и картонная коробка, и пустая пластмассовая мыльница. Годовалому малышу уже под силу надеть кольцо на кеглю или на стержень пирамидки. Он учится толкать предметы перед собой и тащить за собой коробку или пластмассовую машинку на верёвочке. Девочки начинают качать куклу, баюкать зайку. Очень полезны игры с различением формы и цвета предметов. Конечно, различение предметов по цвету и форме – сложная задача, с которой большинство детей справляется лишь в 2-3 года, но и годовалый ребёнок способен ориентироваться в своих действиях на эти признаки. Попробуйте дать ребёнку полый кубик и два других кубика – такого же и меньшего размера. Малыш с удовольствием в них играет, пытаясь засунуть один в другой. Очень скоро он начинает понимать, что только маленький кубик можно вложить в полый. А если Вы дадите ему кольцо или пластмассовую банку с круглым отверстием и чуть меньшего размера шарик и кубик, ребёнок, на практике проверив, что лишь шар свободно проходит в отверстие, в следующий раз выберет именно шар, ориентируясь на специфический признак формы. Всё это полезная тренировка, развивающая процессы восприятия малыша и совершенствующая его действия. Японские дети с раннего возраста обучаются играть мелкими предметами (конечно, только в присутствии взрослого), конструируя разнообразные по форме и цвету модели. Интересна для годовалого ребёнка игра в матрёшки и деревянное яичко, которое можно катать. После года большинство детей, особенно девочки, уже любят играть мягкими игрушками (куклами и животными). Выбирая игрушку для ребёнка, Вы должны иметь в виду, что детям больше нравятся простые игрушки и они гораздо дольше ими занимаются. Это происходит не потому, что дети непритязательны, а скорее благодаря возможности удовлетворить исследовательский интерес и воображение. Часто ребёнку, которому исполнился год, покупают дорогие сложные заводные конструкции, например железную дорогу. Папа, который сам в детстве мечтал о такой игрушке, с удовольствием с ней возится, показывая малышу, как она действует. Однако малыш не проявляет к ней особого интереса. Игрушка сложна для него. Кроме того, в такой поезд ничего нельзя погрузить. Гораздо интереснее поезд из кубиков: два кубика, связанные вместе, – это грузовик с прицепом, а несколько кубиков – уже поезд. Деревянная блок-тележка на четырёх колесиках – лучшая игрушка между годом и полутора годами. Интересно играть и в коробку с верёвочкой, в неё можно что-то складывать и перевозить. Однако в этом возрасте малышам легче толкать предмет перед собой. Если Вы, учитывая это, приделаете к машинке палку так, чтобы ребёнок, держа её в руках, мог толкать машинку перед собой, он будет очень доволен и надолго обеспечен игрушкой во время прогулки. Ещё один момент, который нужно учесть. Вы не должны мешать детям играть по-своему. Часто взрослые, купив ребёнку новую игрушку и играя с ним, чересчур все усложняют. Например, мать купила годовалой дочке куклу в одеяле и показывает, как её правильно завернуть. Но девочке это ещё очень трудно, и она, конечно, играет по-своему. Мама делает ей замечания, она разочарована, что у дочки ничего не получается. Или маленькому мальчику подарили кубики, папа показывает, что из них можно построить, а сын делает всё не так. После нескольких показов и замечаний разочарованы и папа и сын. Не торопите ребёнка, в своё время он научится правильно строить из кубиков и завёртывать куклу. Если Вы будете подгонять малыша, он может рассердиться или обидеться, так как ему неприятно чувствовать себя неумелым. Игра должна развивать ребёнка и доставлять ему удовольствие. Если Вы купили слишком сложную для него игрушку, позвольте ему делать с ней всё, что он захочет, или уберите её до тех пор, пока он не подрастёт. Автор(ы): Авдеева Н.Н. Мещерякова С.Ю. Ражников В.Г. Выходные данные: Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества. - М.: Издательство ACT, 1996. - 384 с. |
![]() |
ответ для mamsel' на сообщение "В какие игрушки играть ребёнку"
#2
|
Элита
Зарегистрирован: Apr 2006
Адрес: Озерки
Сообщения: 1 810
![]() |
Спасибо за инфу для годовасиков, приму к сведению
![]() |
![]() |
ответ для RedFox на сообщение "Спасибо за инфу для годовасиков, приму..."
#3
|
Классная Дама
Зарегистрирован: Dec 2003
Адрес: вне зоны доступа
Сообщения: 5 596
![]() |
![]() Игрушки для разных возрастов > Младенческий возраст - http://www.psytoys.ru/p292.html Младенчество – совершенно особый возраст, непохожий на все остальные. Младенец не умеет ходить, говорить, думать, и, конечно же, он ещё не умеет играть. Вместе с тем, младенец живёт вполне полноценной, хотя и весьма своеобразной внутренней жизнью, которая отнюдь не сводится к удовлетворению физиологических потребностей. Главное своеобразие младенческого возраста заключается в том, что все интересы, радости и трудности ребёнка связаны с близкими взрослыми и происходят в общении с ним. Именно в эмоциональном, непосредственном общении со взрослым происходит развитие ребёнка, закладываются основы его личности. Поэтому на первом году жизни главное для ребёнка – это достаточное по количеству и адекватное по качеству общение со взрослым. Поэтому в основу воспитания младенца должна ложиться правильная организация общения. Первый год жизни – это наиболее интенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребёнок осуществляет огромный скачок в своём развитии, в котором можно выделить 3 качественно различных периода. Первый период - новорожденность – занимает первый месяц жизни ребёнка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностному, субъектному отношению взрослого и его индивидуальной обращённости к младенцу, в конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращённая к нему улыбка. Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев. В это время главной деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка. В конце этого периода возникают первые активные действия ребёнка, направленные на предмет. Третий период занимает вторую половину первого года жизни (примерно от 6 до 12 мес.). В этом возрасте у ребёнка формируется яркий интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и на положение ведущей выходит манипулятивная деятельность с предметами. Общение со взрослым становится деловым – малышу нужны не только ласковые слова и внимание взрослого, но и игрушки и совместные игры. Каждый из этих периодов требует своих игрушек. Остановимся на них подробнее. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию Известно что социально-эмоциональное развитие младенца осуществляется преимущественно в эмоциональном общении со взрослым (в том числе со старшими детьми). Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить ребёнку близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2-х месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека и животных».Игрушки, обеспечивающие эту линию развития должны воспроизводить реальное лицо человека, по возможности привлекательное, выразительное или стилизованное. ![]()
Очень хорошо подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать такую же игрушку на стержне. Естественно, младенцы до 6-7 мес. не играют с этими игрушками в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно, они с удовольствием рассматривают их, и такое разглядывание приносит им явное удовольствие – они улыбаются, оживляются, гулят и пр. А это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию. Игрушки, способствующие познавательному развитию 1) Развитие восприятия в младенческом возрасте осуществляется в процессе зрительного и слухового сосредоточения. Ребёнку, начиная с 2-х мес. обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Для этого нужны яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес. Для младенцев первого полугодия это могут быть подвесные игрушки:![]()
2) Сенсомоторная координация складывается на первом году жизни и предполагает согласованность восприятия и действия (руки и глаза). Формирование такой согласованности происходит в простых действиях (ребёнок хватает доступные предметы, стучит ими, трясет и катает, перемещает подвижные части. В конце второго полугодия действия становятся более сложными – ребёнок уже может вращать колёсики, перебирать пальчиками подвижные детали, открывать и закрывать простые коробочки, нажимать на кнопки, вкладывать и вынимать маленькие предметы. Для этих действий нужны легкие, удобные для захватывания и удержания, внешне привлекательные игрушки, блестящие, гладкие и ребристые и предметы, удобные для манипулирования Для простых действий нужны:
![]()
Игрушки, способствующие развитию моторики и движений. Моторика младенца развиваются посредством передвижения предметов в пространстве (руками и ногами). Предметы, должны быть доступными по весу и размеру для младенца и безопасными по фактуре. Это могут быть:
|
![]() |
ответ для mamsel' на сообщение "В какие игрушки играть ребёнку"
#4
|
Классная Дама
Зарегистрирован: Dec 2003
Адрес: вне зоны доступа
Сообщения: 5 596
![]() |
Игрушки для разных возрастов > Ранний возраст - http://www.psytoys.ru/p293.html
(1-3 года) В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное – новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действияс ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она требует и обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки. Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
1) Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:
2) Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:
3) Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут быть:
Игрушки, способствующие социально-личностному развитию Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения, и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.1) Речевое развитие. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:
Игровые пособия, способствующие физическому развитию
|
![]() |
ответ для mamsel' на сообщение "В какие игрушки играть ребёнку"
#5
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Aug 2005
Адрес: м.Ладожская
Сообщения: 4 703
![]() |
Спасибо, очень позновательно.
|