Архив форума 04.2006 - 04.2009 |
|
![]() |
#1 |
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
я уже вывешивала отрывки из своей книги о внимании на форуме.
вот решила поделиться еще и отрывками из первой своей книги, о дошкольниках, может кому-то пригодиться Особенности возрастного развития старшего дошкольника. Период дошкольного детства крайне не продолжительный отрезок времени, но он играет весьма существенную роль в становлении личности человека. Этот возрастной этап продолжается с трех лет до шести – семилетнего возраста, но именно в это время происходит становление всего многообразия свойств и качеств человека. Происходят важные качественные изменения в развитии человека, которые вместе с достижениями всего предыдущего жизненного этапа становятся фундаментом дальнейшей жизни. В связи с этим данный период имеет высокое значение, он считается одним из наиболее благоприятных для развития всех психических процессов. В ходе этой стадии развитие происходит как никогда мощно и стремительно. Из совершенно беспомощного существа, каковым является младенец, ребенок превращается в относительно самостоятельного, активного человека, несмотря на, пока еще, юный возраст. Основными направлениями психического развития дошкольника являются: • формирование основ личности; • расширение сфер деятельности; • развитие познавательной сферы. Рассмотрим представленные выше линии психического развития дошкольника и попытаемся определить особенности ребенка пятилетнего возраста. В период дошкольного детства происходит формирование основ личности. Прежде всего, ребенок учится осознавать самого себя: он принимает свое имя, пол, возраст, собственное тело. Ребенок постепенно начинает осознавать свою активность, деятельность, происходят закладки системы самооценивания. Дошкольник учится управлять своим поведением, предвидеть результат своей деятельности и производить контроль над своими действиями. Пятилетие является особо важным периодом для развития произвольности. В исследованиях Н. М. Матюшиной, З. В. Мануйленко, Е. О. Смирнова и других отмечается, что у детей 5 – 6 лет появляется произвольное управление собой, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивными. О данном, на мой взгляд, очень важном новообразовании пятилетнего ребенка говорили еще Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. По их мнению, возникает способность к организации деятельности по внешней программе, то есть в соответствии с теми словесными пояснениями, комментариями, которые может дать взрослый. Это говорит о том, что речь начинает выполнять основную нагрузку в регулировании, управлении поведением и деятельностью ребенка. Возникает способность решать задачи в умственном плане. Естественно это не происходит мгновенно. Сначала ребенок учится планировать деятельность при помощи взрослого, который, так или иначе, предлагает программу действий в виде кратких указаний, правил, установок. Постепенно ребенок начинает проговаривать себе план выполняемых действий, и чуть позже внешняя управляющая атрибутика деятельности переходит во внутреннюю среду. В многообразных исследованиях различных авторов также отмечается, что к пяти годам у детей формируется способность к управлению своим поведением, принятию и пониманию словесной инструкции, выполнению требований взрослых. Данная способность, начиная развиваться уже в середине дошкольного детства, должна пройти сложный путь преобразования и приобрести максимально совершенный вид к моменту поступления в школу. Уровень развития произвольности – функции внимания управляемой волевым актом, является одним из основных при определении готовности ребенка к школьному обучению. За время дошкольного детства происходит многократное усложнение эмоциональной сферы: эмоции становятся ярче, их спектр многогранней, а сам ребенок учиться понимать эмоциональный мир окружающих его людей. В пятилетнем возрасте дети уже могут воссоздать переживания окружающих, связать их с определенными событиями. По мнению К. Бриджес, именно в этом возрасте наблюдается наиболее яркое развитие различных эмоций. В пять лет ребенок уже способен сопереживать, вчувствоваться в эмоциональное состояние другого человека. Со временем, приобретая опыт, ребенок усваивает «язык» чувств, учиться с помощью мимических и пантомимических черт выражать свои переживания. Совершенствуется и речевая оболочка эмоций, ребенок обретает способность словами передать свое душевное состояние. Ближе к концу дошкольного детства происходит постепенное овладение навыком сдерживания выражения чувств в определенных ситуациях, ребенок учится понимать, как нужно себя вести в различных ситуациях. В период старшего дошкольного детства совершается формирование высших чувств, развитие которых можно рассматривать как закладку морально-нравственной позиции личности. Ребенок учиться формулировать целостное отношение к миру, окружающим его людям. Именно в этот период происходит формирование чувства ревности, гордости, самоуважения, закладываются эстетические чувства – чувство гармонии, ритма, прекрасного. В течение всего дошкольного детства формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям: • Могу ли я любить, и любим ли я? (первый год - полтора жизни) • Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения? (от двух до четырех лет) • Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире? (пять – шесть лет). В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех. Таким новым качеством, существующим как в форме чувства, так и в форме широко распространенной особенности поведения для пятилетнего ребенка является инициатива. Инициатива позволяет планировать и стремиться к "атаке" той или иной задачи, которую ставит перед собой ребенок. После развития чувства автономности, которое формировалось на предыдущем возрастном этапе, ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины. Кроме инициативности в этот же период времени появляется такое образование как совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать свои импульсы. На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола. Особое внимание стоит обращать на тех детей, которые демонстрируют педантичное поведение, не способны придумывать и составлять задания, которые боятся попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни. Фразы родителей мешающие успешному проживанию данной стадии: "Тебе нельзя, ты еще маленький!", "Не трогай!", "Не смей!", "Не лезь, куда не следует!", "У тебя все равно не получится...", "Давай лучше я сделаю", "Опять ты напакостил!", "Ай-яй-яй, опять ты ...(здесь могут быть разные варианты, но общий смысл - сделал что-то не так, не справился). Основная задача данного периода получить ответ на вопрос, задаваемый ребенком самому себе: Как много я могу сделать? Чем более скудный ответ сможет дать ребенок себе на этот вопрос, тем больше вероятность развития такой особенности характера, поведения как лень. Данная особенность «человеческой души» может иметь основание именно в этом возрасте, и в дальнейшем будет мешать нам, не давая приступать к тому или иному делу, в связи с отсутствием инициативности, упорства, настойчивости. В течение начальных этапов жизни постепенно расширяются сферы деятельности ребенка. От взаимодействия только с узким кругом близких родных ребенок переходит к общению со сверстниками и взрослыми, не являющимися членами постоянного окружения (врач поликлиники, которого ребенок может видеть достаточно редко, дальние родственники семьи). За время дошкольного детства изменяются и усложняются общедеятельностные навыки: малыш учиться играть, рисовать, конструировать, выполнять элементарные трудовые поручения. Вместе с этим происходит и освоение целей и мотивов данных видов деятельности, у ребенка формируются определенные навыки, умения, способности, а также структура личностных качеств. Наряду с развитием различных психических функций совершенствуется и физическое развитие ребенка. Движения становятся все более точными, снижается их угловатость, скованность. Развиваются как общие, крупные движения, так и малые, в частности, формируется мелкая моторная умелость пальцев рук. Это связано с взаимозависимым процессом формирования мозговых структур. Стимуляция развития движений дает толчок для более интенсивного развития мозга, что в свою очередь дает возможность совершенствовать движения, то есть происходит взаимозависимый процесс развития. Сравните, насколько значительные изменения происходят в развитии ребенка между четырьмя и пятью годами: |
![]() |
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
#2
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
Физические возможности ребенка в возрасте 4 лет.
• Может довольно уверенно бегать и все реже падает. Сможет поиграть с Вами в «догонялки», при проявлении с Вашей стороны некой степени артистизма при уступках и поддавках. Убегая, ребенок начинает предпринимать попытки увернуться, или сбить Вас с толку, пытаясь менять траекторию своего движения; • Продолжается формирование навыков владения, управления собственным телом, но чувство равновесия еще развито не достаточно; ребенок четырех лет еще не очень уверенно сможет пройти по узкой скамейке или узенькому мостку; • Может пробежать довольно большое расстояние - до 150 м, а то и больше. Однако не стоит без особой нужды давать ребенку такую нагрузку; • Более совершенным становится умение прыгать. Ребенок довольно легко сможет прыгнуть вперед, чуть более сложной задачей окажется прыжок назад, но он справиться; быть может, перепрыгнет через невысокий предмет, спрыгнет со ступеньки или запрыгнет на нее; может попробовать перепрыгнуть через небольшую канаву, но вот со скакалкой он, скорее всего еще не справится; • Легко взберется по "шведской стенке" - вверх и вниз; может раскачиваться на качелях, крутиться на канате, но подниматься по канату не может: руки еще недостаточно сильны; • Сможет совершить кувырок через голову вперед. Физические возможности ребенка в возрасте 5 лет. • Пробежать ребенок уже может и двести, и триста метров, причем довольно быстро. Появляется большая ловкость, сноровка, причем бегать ребенок может уже не только по ровной поверхности, но и ловко обегая холмики и перескакивая через ямки и канавки; • Движения становятся более уверенными и скоординированными. В этом смысле малыш уже почти не отличается от взрослого. Он с закрытыми глазами легко сможет прикоснуться до своего уха, носа. Ловко ловит мяч и так же ловко сможет бросить его в цель; • Заметно лучше становится чувство равновесия: ребенок спокойно проходит по узкой скамейке, бревну, доске; • Дети этого возраста становятся увереннее в прыжках. На лестнице могут перепрыгивать через ступеньку, а на ровной площадке даже через несколько предметов. Начинают постигать науку использования скакалки, что очень важно, так как развивает систему согласованных действий всего тела. Дети могут прыгать на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики»; • По «шведской стенке» ребенок может лазать часами и не устанет при этом от этого занятия. Ребенок способен немного подняться по канату, что указывает на то, что руки его становятся сильнее. Но отжаться от пола малыш еще не сможет. Занятия по воспитанию физической культурой имеют огромное значение в формировании ребенка. Формирование правильной осанки – необходимо для сохранения и поддержания здоровья ребенка. Сутулость может стать фактором, влияющим на мозговое кровообращение, а различные формы искривления позвоночника (например, сколиоз) могут послужить причиной изменений в работе внутренних органов организма. Совершенствование двигательных умений и навыков, развитие психофизических характеристик - силы, быстроты, выносливости, гибкости способствует не только повышению здоровья, но и позволяет формировать личностные качества человека (например, терпение, силу воли, упорство). Учить бросать и ловить мяч, отбивать его правой и левой рукой, подбрасывать, выполняя дополнительно не сложные движения. Обучение ребенка бегу наперегонки, с преодолением препятствий, различным видам прыжков (в длину, в высоту, на одной ноге, с разбега, отталкиваясь) - позволит формировать у ребенка не только психофизические характеристики, но и личностные свойства. Дело в том, что согласованность в выполнении различных движений, не только позволяет совершенствовать навыки управления собой, но и стимулировать развитие мозговых структур. Последнее связано с тем, что при одновременном выполнении различных движений (например, одновременно прыгать на одной ножке, хлопать в ладоши и петь песенку) задействуются различные отделы мозга, что будет стимулировать как развитие самих отделов, так и наращивание, и усложнение связей между ними. Кроме этого управление своим телом, понимание его будет служить хорошим фундаментом для формирования адекватной положительной самооценки, и позволит научиться ребенку, принимать себя таким, какой он есть. Чем лучше человек будет ощущать, чувствовать собственное тело, тем с большим принятием он будет относиться к самому себе. Знакомство ребенка с элементами спортивных игр позволит не только расширить его кругозор и развить физически, но и сможет научить выполнять необходимые правила, подчиняться общим законам. Это умение может оказаться очень полезным, когда нужно будет выполнять задание по предлагаемой инструкции или научиться сотрудничать в коллективе. В пять лет ребенок уже может играть в бадминтон в паре с взрослым; выполнять несложные элементы хоккея, футбола и баскетбола; играть в городки, выбивая фигуры с 5 – 6 метров. Ребенок может самостоятельно кататься на роликах, самокате, двухколесном велосипеде, как по прямой, так и выполняя повороты. Малыш способен осваивать различные стили плавания при определенном уровне подготовки и скользить по ледяным дорожкам. В случае если ребенок к определенному возрасту не успевает развить, то или иное умение, стоит помочь ему в этом, показать научить как нужно. Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным и личностным, но конечно оно должно происходить в форме игры, так как именно игровые мотивы преобладают в этом возрасте. Для ребенка основным и определяющим видом деятельности является, конечно же, игра. «Игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения, взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения». (Реан А. А. 2002 г.) Игра позволяет ребенку удовлетворить многие потребности – потребность в общении, автономии, необходимость выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, удовлетворить свое любопытство, познать окружающий мир. В процессе игры ребенок, не осознавая для себя, отрабатывает необходимые жизненные навыки. Учиться пользоваться теми или иными предметами, развивает различные способности. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский). Примеряя на себя различные роли как профессиональные – почтальон, врач, учитель, так и социальные – ребенка, родителя, брата, сестры или даже супруга, дети знакомятся со всем многообразием окружающего их мира. Ролевые игры, в ходе которых ребенок воспроизводит деятельность взрослых, а также их взаимоотношения и личностные черты, помогают усвоить элементы взрослой жизни, в доступной и простой форме. Например, В.Е. Каган считает, что в возрасте 5 лет происходит вторичное половое соотношение себя с взрослыми представителями того или иного пола. Он это связывает с целостностью мира эмоциональных переживаний и ролевого поведения. С 5 лет, как показывает М. И. Лисина, общение детей становится внеситуативно - личностным, оно разворачивается на фоне познания ребенком социального мира. Возникает новое содержание потребности в общении – сопереживание и взаимопонимание. Сюжетно-ролевая игра, оставаясь ведущим видом деятельности, достигает наиболее высокого уровня развития. В игре дети воспроизводят не просто мир взрослых, а все перипетии отношений между ними. Они выделяют правила, и подчинение им само по себе представляет для них известный смысл. По заключениям В. И. Гарбузова, к 5 годам у ребенка сформировывается способность к самооцениванию, а также ощущение своей ценности. Складывается устойчивое мнение относительно своих возможностей. В исследованиях Л.А. Венгера было обнаружено, что к 5 годам ребенок начинает выражать свое отношение к действительности в рисунках, постройках, позах и движениях. По мнению А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, К. Салливан возраст 5 – 6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, обращенных к сверстнику, особенно в плане силы, частоты, значимости взаимодействия. По мнению многих специалистов, общение со сверстниками в данном возрасте становится для ребенка крайне необходимым. В результате взаимодействия со сверстниками в этом же возрасте у ребенка складывается определенная позиция по отношению к группе. В связи с высокой значимостью дошкольного возраста различные его этапы всегда интересовали психологов, многие акцентировали свое внимание именно на пятилетнем возрасте. Так исходя из концепции 3. Фрейда, к 5 годам заканчивается формирование личности ребенка. Окончание этого процесса означает создание нового типа психической организации, обеспечивающей более результативную возможность приспосабливаться к социальной действительности. В период дошкольного детства чрезвычайно мощно происходит развитие познавательной сферы человека. Непрерывно совершенствуется внимание, происходят качественные изменения в развитии памяти, формируется речь, беспрестанно продолжает созревать мышление. |
![]() |
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
#3
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
В теории Ж. Пиаже этот возраст связывается с изменениями в мышлении, его переходом на интуитивную форму, опирающуюся на наглядные представления. В это же время, наблюдается проявление эгоцентризма в мышлении ребенка, выражающегося в трудности принятия позиции другого человека. Кроме этого, по мнению Пиаже, у ребенка может наблюдаться ошибочность суждений при выявлении основания для сравнения предметов, нахождения сходства и различия. Он это связывает с тем, что ребенок в этом возрасте склонен основываться на вторичных признаках предметов, а не на первичных. Об этой особенности, которую отмечал Пиаже, необходимо помнить, используя развивающие игры с ребенком формирующие мыслительные операции классифицирования, сравнения, обобщения.
В развитии и воспитании дошкольника важны все факторы влияния на него – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения. В условиях дошкольного образовательного учреждения к воспитательно – развивающему процессу предъявляется ряд четких требований по каждой сфере деятельности, которые в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями способствуют формированию гармоничной личности. Давайте познакомимся с ними, чтобы иметь возможность в семейном воспитании опираться на некую систему навыков знаний, необходимых усвоить ребенку. Мы уже говорили, что в течение пятого года жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка, но не только. Мощные изменения претерпевает и умственное развитие. Значительно увеличивается объем простых знаний об окружающем мире, развивается речь, математические представления, совершенствуется нравственное, эстетическое развитие. Объем простых знаний, которыми может обладать ребенок к концу четвертого года жизни: • Знать и называть различные предметы, окружающие его в помещениях, на улице – понимать их назначение, свойства доступные при непосредственном изучении; • Проявлять интерес к предметам, которые еще никогда не видел, то есть выражать любопытство, основанное не только на непосредственном восприятии предмета; • Уметь рассказывать о членах своей семьи, семейном быте, семейных традициях; • Знать название города, края, в котором живет; • Иметь представления о различных профессиях, с представителями которых ребенок мог встречаться в своей жизни (врач, воспитатель, продавец, милиционер); • Знать основные правила бережного отношения к природе, живым существам, иметь простые навыки ухода за животными, растениями. Объем простых знаний, которыми может обладать ребенок к концу пятого года жизни: • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, создающие комфорт; • Знать некоторые виды растений, деревьев, животных, птиц; • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот (опыты с водой); об обитателях живого уголка; о повадках диких и домашних птиц и животных; о помощи, которую может оказать человек природе; • Определять в предметах размер (большой – маленький), цвет, форму, материал (пластмассовый, бумажный, деревянный и т. д.), на основе этого уметь составлять описательный рассказ; • Уметь классифицировать предметы, находя общие признаки, определять сходства - различия; • Понимать, что любая вещь создана трудом многих людей, иметь навыки культурного поведения; • Знать название родного города, страны, ее главного города. Сравнив возможности пяти и четырех летних детей, мы можем видеть, что объем приобретаемых знаний, продолжает непрерывно наращиваться, но резко меняются их качественные составляющие. В связи с переходом мышления на очередной этап развития, дошкольник с пятилетнего возраста может выделять первичные и второстепенные свойства предметов, находить между ними сходства и различия. Проявляется способность к классифицированию, то есть нахождению связей между предметами и явлениями на основе основных признаков. Развитие данных мыслительных операций ложится в основу расширения кругозора ребенка в этом возрасте. Говоря о развитии мышления, мы не можем не вспомнить о речевом развитии, так как эти процессы взаимозависимы в своем созревании. Уровень речевого развития, который может показать ребенок к концу четвертого года жизни: • Существенно увеличивается запас слов, в частности за счет понятий, которые не имели места в опыте ребенка; • Может понимать и использовать обозначения эмоционального состояния, черт характера как свои, так и окружающих людей; • Знает и применяет слова-антонимы (высоко – низко, далеко – близко); • Может выделить первый звук в слове, различить звуки, издаваемые разными предметами (например, колокольчик, погремушка, гармошка, барабан); • Может подробно (порой с излишней детализацией и повторами) рассказать содержание сюжетной картинки, с помощью взрослого составить описание игрушки, рассказать отрывок сказки как услышанной или увиденной, так и придуманной самостоятельно; • Умеет слушать литературные произведения, может проявлять интерес к иллюстрациям в читаемых книгах; • С помощью взрослого может участвовать в инсценировках небольших литературных произведений (сказок, стихов, рассказов); • Может прокомментировать, понравилось ли прочтенное произведение или нет, и почему; • Активно сопровождает речью свои действия. Уровень речевого развития, который может показать ребенок к концу пятого года жизни: • Объясняет правила игр, аргументировано оценивает высказывания ровесников (может сказать, что нравится, а что нет в действиях и словах сверстников, и почему); • Употребляет сложные предложения; • Составляет самостоятельно рассказы из опыта, по сюжетной картине, серии картин, сочиняет окончания сказок, пересказывает небольшие литературные произведения; • Знает несколько считалок, которыми уже умеет пользоваться, стихотворений, сказок, авторов, которых может назвать; • Определяет место звука в слове; • Подбирает несколько прилагательных к существительному, сможет подобрать слово-синоним; • Употребляет и понимает слова, описывающие человеческие взаимоотношения; • Обладает чистой спокойной речью, может произносить звуки родного языка без искажений. |
![]() |
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
#4
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
Сравнив изменения, которые могут произойти в речи ребенка между четвертым и пятым годом жизни, мы видим, насколько самостоятельнее и рассудительнее он становится. Появляется очень важное новообразование - построение причинно-следственной связи. Ребенок научается выстраивать логические связи между явлениями. Может прослеживать хронологию событий, строить предположения, что может произойти позже. Совершенствуется умение понимать и объяснять внутренний мир человека. Ребенок уже способен объяснить словами эмоции как свои, так и чужие, словесно описать характер другого человека (добрый, веселый, честный).
Одним из факторов влияющим на развитие мышления является формирование математических представлений. Конечно, в этом возрасте они еще элементарны, но определенное воздействие на становление мыслительной функции они оказывают. В данном случае процесс развития также будет взаимозависимым. Определенный уровень зрелости мышления позволяет усваивать некий набор математических понятий, который в свою очередь при систематической работе способен простимулировать развитие мыслительных операций. Сформированность элементарных математических представлений у ребенка к концу четвертого года жизни: • Считает в пределах пяти, причем знает количественный и порядковый счет, может сказать, сколько всего и какой по счету; • Сравнивает две группы предметов; • Различает и называет такие фигуры как треугольник, круг, квадрат, шар, куб, цилиндр; • Определяет часть суток; • Может определить направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Сформированность элементарных математических представлений у ребенка к концу пятого года жизни: • Считает до десяти, правильно пользуется количественным и порядковым счетом; • Может сравнивать рядом стоящие числа в пределах десятка, опираясь на наглядность, уравнивать неравное число предметов; • Сравнивает предметы различной величины, может размещать их в порядке убывания или возрастания; • Различает форму предметов – круглую, четырехугольную, треугольную; • Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам; • Называет дни недели, последовательность частей суток. Все эти требования, на первый взгляд, могут показаться слишком сложными для ребенка, но если заниматься каждый день, постепенно, усвоить все это ребенку вполне возможно. Причем заниматься не обязательно сидя за столом, за партой, можно просто мимоходом называть, показывать, рассказывать, и все необходимые сведения запомнятся сами собой, без дополнительных усилий. Огромное значение для развития ребенка имеет художественно – эстетическое воспитание. Ребенок не только знакомится с «прекрасным», но и учится не сложным элементам выполнения творческих работ. Через рисование, лепку, аппликацию у ребенка развивается множество необходимых функций. Формируется творческое мышление. Созревает способность ориентироваться в пространстве. Совершенствуется навык планирования последовательности действий с целью достижения необходимого результата. Развивается мелкая моторика рук, что будет в дальнейшем способствовать освоению письма и, как известно, стимулировать деятельность мозга. Возможности творческого развития на четвертом году жизни: • Ребенок может изображать предметы и явления, создавая отчетливые формы, подбирая цвета, аккуратно закрашивания, используя различные материалы: карандаши, краски, гуашь, фломастеры, цветные мелки и так далее; • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, выстраивая композицию в соответствии с замыслом; • Украшать предлагаемые силуэты в соответствии с предложенным заданием или по своей задумке; • Создавать образы разных предметов из пластилина или глины, уметь объединять их в композицию, использовать в лепке различные приемы (прищипывание, вытягивание, вдавливание, сглаживание и так далее); • Правильно держать ножницы и уметь резать ими по прямой, по диагонали четырехугольной фигуры, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника; • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей, уметь подбирать цвета в соответствии с замыслом; • Составлять узоры, композиции из засушенных растений и геометрических форм; • Уметь создавать различные постройки при помощи взрослого по задаваемому образцу; • Уметь согнуть лист бумаги сгибать пополам, совмещая уголки. Возможности творческого развития на пятом году жизни: • Создает изображения предметов по представлению, изображает сюжеты на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений; • Может использовать различные композиционные решения, разнообразные изобразительные материалы; • Знает и использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов; • Выполняет сложные стилизованные узоры при наличии необходимого для этого уровня знаний; • В лепке может создавать небольшие сюжетные композиции, передавая позы, движения фигур, соблюдая пропорциональность; • В аппликации может использовать различные приемы вырезания, а также обрывания; • Может проанализировать образец постройки, спланировать этапы создания, находить конструктивные решения; • Выполняет несложные модели способом оригами, может делать различные поделки из природного и подручного материала. Возможности творческой самореализации беспрерывно совершенствуются. Выполняя те или иные приемы, ребенок развивает эстетические ощущения – чувство меры, вкуса, гармонии. Используя в работе кисть, пластилин, ножницы – формируются тончайшие движения пальцев, которые в будущем позволят увереннее держать в руке ручку или карандаш. Осуществляя построение композиции в том или ином техническом решении, малыш учится планировать деятельность, что в дальнейшем позволит ему научиться, как управлять собой, так и строить предположения о следствиях тех или иных действий. Конечно, предлагаемая система весьма условна, но в целом она предполагает в себе необходимость подготовки ребенка к школьному обучению. И это ничуть не рано. Процесс формирование познавательных процессов, развития возможностей ребенка долог и сложен. Сколь гениальным, талантливым ни был бы ребенок, его возможности нуждаются в поддержке и развитии, а это, прежде всего труд. Не скажу что труд трудный и тяжелый, он скорее занимательный и увлекательный, ведь играть всегда интересно! |
![]() |
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
#5
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
Может все дело в невнимательности?
Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность на какой-либо деятельности или объекте. Одной из главных особенностей внимания является его тесное переплетение со всеми психическими функциями, так и познавательные процессы и особенности личности имеют с ним высокую взаимозависимость. В процессе развития человека впервые проявление внимания можно наблюдать уже в период новорожденности. Сначала ребенок начинает сосредотачиваться на лице матери во время сосания, а немного позже проявляется так называемый «комплекс оживления», когда ребенок начинает реагировать на социальный контакт. Всеми своими действиями, стремлениями ребенок пытается по мере своих сил сосредоточится на том, что привлекло его внимание, он как бы задает вопрос «Что такое?». За годы дошкольного детства процесс внимания непрерывно развивается, но происходит это не равномерно. Принято разделять непроизвольное и произвольное внимание. Первое не требует волевого усилия, для его возникновения необходим достаточно яркий стимул, который сможет заставить человека заниматься той или иной деятельностью. Стимулом может быть как внешняя яркая оболочка предмета, так и внутренний интерес. Возникновение же произвольного внимания обусловлено волевым актом, который необходим для концентрации на том или ином виде деятельности, выполнением которой человек, как правило, заинтересован мало. Ребенку интересно, например, смотреть мультики. Он может часами сидеть перед телевизором, забывая о голоде или о том, что нужно сходить в туалет. В это время преобладает непроизвольное внимание, которое не нужно подкреплять усилием воли и ребенок может забыть о других, возможно даже более важных вещах. Когда ребенок учиться писать или читать необходимо действие произвольного внимания, которое под действием силы воли заставит заниматься рутинной, не интересной работой – прописывать крючочки или разбирать иероглифы букв. Очень важно чтобы за период дошкольного детства у ребенка в достаточно высокой степени развилось произвольное внимание, так как от его уровня зависит готовность ребенка к обучению в школе. И именно данный критерий является одним из основополагающих в определении готовности дошкольника к школе. Конечно, процесс развития произвольного внимания долгий и постепенный. Сначала у ребенка развивается непроизвольное внимание, которое проходит сложный путь от первого взгляда в глаза маме во время кормления до способности играть долгое время в любимую игру или заниматься любимым делом. Параллельно с этим начинает развиваться и произвольное внимание. Сначала оно формируется при помощи внешних средств, например, по словесной инструкции взрослого и с помощью его регулирующих жестов, постепенно переходя к саморегулированию от проговаривания действий вслух до внутренней регуляции. Кроме качественного показателя внимания в течение дошкольного детства меняется и количественный. Увеличивается объем внимания - то количество объектов, которое достаточно хорошо может, воспринять ребенок за определенное короткое количество времени. Увеличивается время сосредоточения на объекте или какой-либо деятельности. Ребенок учится переключать свое внимание с предмета на предмет, и распределять его между различными видами выполняемой деятельности. Развитие всех этих свойств внимания очень сильно зависит от эмоциональной включенности ребенка в деятельность, процесс занятий, развивающих игр. Важным фактором в уровне развития внимания ребенка является состояние его здоровья. К сожалению, очень часто бывает, что ребенок, у которого есть отклонения от нормы неврологического или ортопедического характера имеет более слабое развитие процесса внимания. Данные о стандартах на уровень развития внимания у детей до 5 лет отсутствуют. Вывод о степени развития функции можно сделать лишь исходя из субъективного ощущения родителей ребенка, либо из наблюдений специалистов. Это связано с тем, что маленького ребенка сложно оценить достоверно точно. Если ваш ребенок старше пятилетнего возраста вы можете попробовать определить уровень развития внимания самостоятельно. Но следует абсолютно отчетливо понимать, что проведенная Вами диагностика не сможет показать точных результатов, а позволит лишь сделать предположение о состоянии данного процесса. Любую экспертную оценку должен проводить специалист. Поскольку внимание является сквозным процессом, связанным со всеми другими функциями и свойствами человеческой психики стоит заниматься его дальнейшим развитием. Конечно, если уровень развития внимания не ниже нормы можно позволить себе дополнительно его не развивать. Но разве может быть внимания слишком много? Предлагаю варианты заданий, которые могут способствовать развитию внимания вашего ребенка. 1. «Найди отличия между картинками». Перед ребенком кладут лист, на котором нарисованы два похожих рисунка. Вместе с взрослым он рассматривает, что нарисовано и ищет различия между изображениями. Возможности использования: Различия между рисунками на начальных этапах должны быть явными, чтобы ребенок чувствовал свою успешность и смог приобрести позитивный опыт в выполнении задания. (Рис. 1). Между предлагаемыми ягодами клубники всего два отличия, но эти рисунки можно использовать и в других целях. Задания могут быть такими: • Сделай, что бы левая ягодка была не спелой, а другая уже созревшая – этим заданием вы сможете дополнительно обратить внимание на право и лево; сможете акцентировать внимание ребенка, что ягоды растут постепенно. • Раскрась левую ягоду – красным, а правую – розовым – познакомьте ребенка с оттенками красного. • Обсудите, какие еще ягоды знает ребенок? А какие еще бывают ягоды? – вы сможете расширить кругозор ребенка. С течением времени, по мере развития возможностей ребенка стоит подбирать рисунки с менее явными отличиями, что будет способствовать развитию зрительного восприятия, способности концентрировать внимание. (Рис. 2). В данном случае отличий пять, и как и в предыдущем варианте, ребенку так же можно давать дополнительные задания. • Разукрась большее количество елочных игрушек синим цветом, а меньшее красным. • Сделай так, чтобы на обеих елочках количество игрушек стало равным. • Нарисуй под правой елочкой новогодний подарок. Будет полезно, во время выполнения задания давать и словесное описание того, что нарисовано, конечно, делая это полными предложениями, стараясь научить ребенка составлять развернутое описание. (Рис. 3). Различий между этими рисунками девять. Задания могут быть такими: • Найди, покажи и назови знакомые тебе геометрические формы. • Закрась окна левого дома голубым цветом, а правого желтым. • Рядом с левым домом нарисуй столько же цветов, сколько в этом доме окон. Объяснения для ребенка: «Посмотри на эти рисунки. Художник, который их рисовал должен был сделать их одинаковыми, но он очень торопился и допустил ошибки. Давай вместе внимательно посмотрим и найдем, в чем же ошибся художник?» 2. «Найди предмет не похожий на другие». Ребенку предлагают среди одинаковых изображений того или иного предмета отыскать один рисунок не похожий на остальные. Возможности использования: Начинать стоит с предметов имеющих явные отличия, например, на листе могут быть изображены 4 бабочки в различных положениях и один цветок. Ребенок сможет четко увидеть различия, несмотря на то, что предметы внешне могут быть схожи. Наиболее сложным вариантом, например, может быть изображение 4 абсолютно одинаковых снеговиков, из которых у одного на голове будет не шапочка, а ведерко. А может быть задание и таким вот, четыре одинаковых круга, а один большой. (Рис. 4). (Рис. 5). (Рис. 6). Правильные ответы (ребенок может их называть, а может показывать – это будет зависеть от уровня словарного запаса ребенка): • три кубика – один кирпичик, • три елочки – одно дерево не елка (лиственное), • три треугольника – один круг, • три бабочки – один жук, • три цветка – одна бабочка, • три круга – один овал. При выполнении данного задания стоит выслушать ход рассуждений ребенка при выборе отличного предмета, это позволит избежать возможных ошибок, а также будет способствовать формированию мыслительной операции сравнения. Объяснения для ребенка: «Посмотри на листок. Ты можешь сказать, а что же здесь нарисовано?.. Какой предмет не такой как все остальные? Чем он отличается?» Если различия очевидны, например, ребенок среди бабочек нашел не похожий предмет – цветок, то последний вопрос можно не задавать, так как слишком очевидный ответ может смутить ребенка. В более усложненных вариантах стоит наоборот проговаривать различия, обращая внимание на то, как ребенок строит предложения, отвечает ли развернуто. |
![]() |
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
#6
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
3. «Найди два одинаковых предмета».
На листе изображены различные предметы не меньше трех, но не больше десяти. Два из них абсолютно идентичны, хотя и могут быть расположены в различном ракурсе. Из предложенных изображений ребенку необходимо найти одинаковые. Наиболее простые варианты, схожие с предыдущим заданием представлен ниже (Рис. 7) (Рис. 8). (Рис. 9): Рисунки, в которых положение схожих предметов изменено, будут являться более сложными (Рис. 10). Возможности использования: в данном задании кроме зрительного внимания ребенок будет также развивать способность сравнивать предметы. Хорошо если вместе с поиском одинаковых предметов вы сможете проговорить с ребенком, как называются остальные. Если отличия только в деталях, например, нарисовано пять мячиков, которые отличаются лишь узором или размером, проговаривать эти различия. Объяснения для ребенка: «Посмотри сколько всего нарисовано. Давай назовем, что здесь изображено. Давай будем говорить правильно – на картинке нарисованы… молодец, правильно. А скажи мне, пожалуйста, есть ли здесь одинаковые рисунки, посмотри внимательно и покажи или назови мне их». 4. «Найди спрятавшийся предмет». Применяя способ наложения, изображаются различные предметы. Это могут быть фрукты, контуры которых нарисованы друг на друге или одежда, или геометрические фигуры, что угодно. Вы можете нарисовать их сами, используя не сложные трафареты или при помощи линейки чертя геометрические фигуры. Во всем многообразии линий ребенку необходимо найти заданный предмет. Более внимательного ребенка можно попросить отыскать все, что нарисовано на листе. Рисунки могут содержать один контур, а могут и разные. Грибочков – три (Рис. 11). Уточек – три (Рис. 12). Елочек – четыре (Рис. 13). Клубничек – шесть.(Рис. 14). Гусь, бабочка, утенок, рыбка (Рис.15 ). Репка, груша, клубника, вишня, персик (Рис. 16). Возможности использования: в данном задании, чем меньше контуров наложено друг на друга, тем легче отыскать искомое изображение. Используя эту простую закономерность, вы можете сами варьировать степень сложности, в зависимости от возможностей ребенка. Дополнительно можно обратить внимание ребенка на поиск общих свойств изображенных предметов. Например, если изображены контуры свеклы, моркови, капусты – общее для них будет то, что это фрукты. Для контуров юбки, брюк, рубашки – общим может стать обобщение «одежда». Подобный небольшой вопрос по ходу занятий, может способствовать развитию мышления и расширению словарного запаса ребенка, если вы дополнительно спросите ребенка о предметах, которые он знает из рассматриваемой категории. Объяснения для ребенка: «Давай посмотрим на рисунок. Сколько много линий! Ничего не понятно. Кто-то хотел что-то нарисовать, но зачем-то все сделал на одном листочке. Как же так, давай попробуем найти, что хотел нарисовать художник». Если ребенку трудно - помогите ему. При нем обведите один из предметов: «Вот посмотри, здесь похоже на …, давай-ка, еще поищем, может быть, найдем еще что-нибудь». 5. «Лабиринт». Задание «лабиринт» одно из самых распространенных в развитии внимания ребенка. Оно чрезвычайно простое и интересное, главное предлагать для выполнения лабиринт, соответствующий уровню развития ребенка, не слишком сложный для него. (Рис. 17). Ребенку предлагают изображение персонажа, которому необходимо добраться до условной цели. Дорога, по которой должен пройти герой, извилиста и содержит множество препятствий обусловленных сюжетом. Возможности использования: уровень сложности выполняемого задания подбирается индивидуально для ребенка. Совсем юным малышам предлагается просто провести персонажа по дорожке, показывая маршрут пальчиком, дети по старше ищут наиболее короткий путь через множество разветвляющихся дорожек. Следующая ступень – на дорожках появляются тупики-препятствия, через которые персонаж перебраться не может, и он вынужден искать другой путь. Кроме развития внимания в данном задании можно поставить сопутствующей целью развитие способности сопереживать, так как очень часто к данному заданию в инструкцию ребенку включается просьба о помощи, которую ребенок может оказать персонажу. В целях развития мелкой моторики ребенка его также можно попросить нарисовать путь персонажа, но обязательно с тем условием, чтобы карандаш не коснулся краев дорожки, иначе с героем может что-то произойти. Когда ребенок выполнит основное задание верно, можно попросить его разукрасить рисунок. (Рис. 18). Объяснения для ребенка: инструкция зависит от сюжета, допустим к предлагаемому «Убежал колобок от дедушки с бабушкой. Катился, катился по лесу, любовался цветами, бабочками. И так увлекся, что не заметил, как заблудился, и страшно стало колобку, испугался он. Присел на камушек и плачет, домой вернуться хочет, а дороги найти никак не может - все кругом чужое, не знакомое. Давай поможем колобку вернуться к дедушке с бабушкой. Возьми карандаш нарисуй для колобка, по какой дорожки ему идти. Увидит колобок твою подсказку – обрадуется, домой побежит к дедушке с бабушкой». |
![]() |
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
#7
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
6. «Путаница».
Игра «путаница» похожа в целом на «лабиринт», но в данном случае ребенка просят проследить за спутанными линиями, что бы помочь героям решить проблемную ситуацию. Например, задание может звучать так «Посмотри на рисунок. Три мышки собрались завтракать. Что получит каждая мышь на завтрак – конфетку, вишенку или кусочек сыра?» (Рис. 19). Возможности использования: дополнительные возможности задания такие же, как и у предыдущей игры, только для развития мелкой моторики, необходимо предлагать ребенку обводить перепутанные линии. Объяснения для ребенка: инструкция также полностью зависит от сюжета. Для предложенного рисунка(Рис. 20). она может быть такой: «Жил у бабушки Агафьи котенок, да такой проказник он был. Вот уйдет бабушка в магазин за молочком для котенка, а он начинает проказничать, то на стол залезет, то на кухне хозяйничает, то с подушками воюет. И в этот раз не удержался котенок, не усидел спокойно, стал баловаться, да так увлекся, что перевернул бабушкину корзину с рукодельем. Покатились клубки. Перепутались нитки. Испугался котенок, заплакал, бабушка вот - вот прийти должна, а тут такое… давай поможем котенку ниточки распутать. Один клубочек разукрасим, синим карандашом, второй красным, а третий зеленым». 7. «Шифровка». Как и «лабиринт» «шифровка» является одним из основных заданий для развития внимания. Принято считать, что каждодневное выполнение данного задания в течение двух месяцев может значительно улучшить способность к концентрации и переключению внимания. «Шифровка», как правило, разделяется на три подвида. 1. На бланке в первой строчке изображены различные фигуры, внутри которых нарисованы знаки. Ниже изображены такие же фигуры, но пустые внутри. Ребенку необходимо по образцу заполнять пустые фигуры. Время для выполнения данного задания ограничивается двумя минутами, и даже если ребенок не успевает доделать до конца, заставлять его не стоит. Он должен с максимальной для себя отдачей отработать установленное время. Оставшиеся же фигуры он может выполнить по своему желанию. (к предлагаемому образцу необходимо в первую, самую маленькую строчку вписать знаки, палочки, кружочки, плюсики) Объяснения для ребенка: для данного вида задания инструкция такая же, как для тестирования функции внимания, которое представлено выше. 2. На бланке предлагаемом ребенку изображается некий набор знаков. Начинать стоит с небольшого количества три – четыре знака, имеющих явные отличия, которые в произвольном порядке печатаются на листе. Ребенок по определенному правилу находит и зачеркивает один из знаков. Усложнение задания будет происходить при увеличении количества видов знаков и снижения различий между ними. Например, из геометрических фигур, наиболее простой вариант может быть – треугольник, круг, квадрат; более сложный – круг, овал, квадрат, пятиугольник, ромб. Время на выполнение задания ограничивается двумя минутами, которые взрослый засекает по секундомеру. Набор «Цифры», может быть использован при знакомстве ребенка с цифрами, как дополнительное упражнение, направленное на закрепление образа цифры. 6 5 2 3 1 3 5 4 6 4 2 1 6 5 4 8 7 4 8 7 9 8 6 5 1 2 0 0 3 2 1 8 7 8 5 2 1 6 5 7 5 2 0 0 1 8 4 1 5 3 2 2 3 1 6 4 5 0 1 9 7 5 4 7 3 1 0 3 1 5 9 7 1 2 0 2 1 2 1 6 5 1 4 3 1 2 7 9 8 7 6 8 6 9 3 4 2 1 6 5 1 9 4 1 2 0 5 7 5 9 7 5 3 4 2 1 7 8 8 9 7 4 6 2 1 0 1 8 7 9 4 5 6 3 1 0 2 7 1 4 0 1 0 9 8 6 5 2 3 6 0 2 1 5 9 7 8 5 2 1 3 2 0 8 4 8 7 1 9 7 5 6 2 6 5 7 4 6 7 4 2 3 9 0 5 4 9 8 5 4 7 6 4 1 2 3 4 2 3 1 5 7 3 4 7 9 5 4 8 9 3 5 7 5 6 9 8 4 1 2 3 6 5 4 7 8 9 2 1 0 2 2 4 8 9 5 0 0 3 2 6 5 5 4 5 5 1 2 6 4 9 2 4 5 2 1 5 4 2 5 8 7 5 1 6 8 7 5 1 1 2 9 9 6 5 4 1 3 5 4 9 8 7 4 5 5 1 6 7 9 8 3 2 6 7 8 9 5 1 2 Набор «Звезды», наиболее сложный вариант, так как между некоторыми звездочками различия минимальные, что естественно будет отражаться на выборе. Объяснения для ребенка: «Посмотри на листок. Здесь нарисованы различные фигурки. Давай с тобой зачеркнем все круги. Посмотри, я покажу как. Искать фигурки надо, просматривая строчки слева направо, чередуя их сверху вниз. Попробуй делать сам». Естественно, что название знака, который необходимо зачеркивать будет варьироваться от содержания бланка. 3. Бланк задания такой же, как и в предыдущем подвиде, но ставиться немного другая цель, и изменяется инструкция. Главное в этом задании развитие способности переключать внимание. Ребенку ставиться задача, находить два разных знака и по-разному их выделять. Например, зачеркивать круги и во все квадраты ставить точку. К приведенному ниже примеру можно сказать: «Во все круги поставь точку (буква О), все перекладинки зачеркни (буква П)». данная вариант наиболее сложен, и направлен уже на ребенка знакомящегося с буквами. О П О Р Ы В А М И Р Ы П С Н Г Ы В П Ф О Ы М Ы П Е Ш Г Р П Л О М И Г Н А П Щ В Л О З Х Й З Ш Щ Ш К Р П Л О Ы Л О Р П Ш Г Щ Ф В О Л В А И Р Т Ы Ф Ж Д В Ш Л А О Ш Р О М И Т Ы Ф Д В О А В А А О М Р И В Ы Ф Ш О О Р М И Т Л С М С О Л И Р Ы В В А В О Р П И М А Ы О В Л О В Ш В А Н П Ш Г А Р А Г Ш И Р Ы О Л М Т Л Ы З Щ В А Р К Н Р А И Т Ф Ы О Д Л М И Н Р О С Т Ш А Д Р П И В А О Л А О Т Р М А О Ч Р Ш Ц У Щ Ы К А Н Р У Ц З Щ В Л А Ш И Т В Ы А Ь Р И М О Г В Л А Ы Т Р А В Р О Я Г В О Щ Ф Ж А О В Р Л Г О П Р Ы В Д Л А Р И В А В И П Л Ы Г Д О Т Р А Ш Г П Р Ы Ж Щ Д Л П Р П Д Ш Ы В В О Л П И Р Щ Ш З П О И Т Л И М Объяснения для ребенка: «Посмотри на листок. Здесь нарисованы различные фигуры. Давай с тобой зачеркнем все круги и во все квадраты поставим точки. Посмотри, я показываю как. Искать фигурки надо одновременно, просматривая строчки слева направо, чередуя их сверху вниз. Попробуй сделать сам». Возможности использования: это задание одно из немногих, в котором развивается внимание в чистом виде, без дополнительной стимуляции на другие познавательные процессы. Кроме развития внимания данное упражнение может помочь ребенку в формировании навыка правильно сканировать лист бумаги. Это связано с постоянным использованием правила для письма и чтения просматривать лист слева направо, чередуя строчки сверху вниз, что особо актуально для ребенка левши, так как для него наиболее физиологично обратное направление. Для дополнительного мотивирования ребенка можно порекомендовать сделать лист его достижений, где взрослый будет вписывать результаты. Отметки можно вносить как цифрами – о количестве просмотренных знаков, количестве ошибок, так и в виде условных обозначений, например, рисунком солнышка, если все отлично, или грустной тучки, если что-то не получилось. Необходимый инвентарь: секундомер. |
![]() |
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
#8
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
8. «Расскажи историю».
Все очень просто. Вы читаете ребенку не сложный текст, который он вам пересказывает. *** Маленький мальчик Миша как-то пришел из детского сада и стал рассказывать щенку Тяпе: - Тяпа, ты знаешь, я сегодня учился считать. Хочешь я посчитаю до пяти? Слушай! Один, два, три, четыре, пять! Давай будем вместе считать, то, что увидим. Мальчик и щенок побежали на улицу. - Тяпа смотри ворона, она одна значит – один. Тяпа тоже заметил ворону, и, вспомнив, какая она вредина сказал «Гав». Миша и Тяпа побежали дальше, и увидели сорок, их было три. -Тяпа смотри сороки, давай посчитаем одна, вторая, третья. Всего три сороки. Тяпа тоже посмотрел на сорок, они трещали на все лады, как сплетницы, это не понравилось щенку, и на каждую из сорок он залаял, получилось «Гав, гав, гав». И тут прямо под ноги Мише и Тяпе, откуда ни возьмись, выкатились два воробья. Воробьи делили хлебную крошку. Мише не понравилось, что воробьи ссорятся, и он заругался на них: - Ах, вы два хулигана… ой, а действительно воробьев, то два – один и второй. Тяпе то же не понравилось, что обычно дружные, сейчас воробьи ссорились из-за какой-то крошки, и поэтому залаял «Гав, гав». Миша и Тяпа набегались, устали и пошли домой. Миша шел и думал: «Неужели Тяпа действительно умеет считать? Ведь ворона была одна и Тяпа пролаял один раз. Сорок было три и Тяпа гавкнул три раза. Воробьи хулиганили вдвоем и Тяпа прогавкал дважды…» Но тут Тяпа увидел ворону, ту самую вредную. Она нашла припрятанную щенком косточку и пыталась ее стащить. Тяпа заливисто залаял и побежал за вороной, а Миша подумал: «Так что же, Тяпа все-таки не умеет считать?» *** Пришли как-то Миша и мама в большой игрушечный магазин. Игрушек вокруг видимо-невидимо. Мячи, машинки, куклы, конструкторы – Миша от восторга аж рот раскрыл. Сначала его заинтересовал большой велосипед, что стоял на специальном подиуме. Велосипед был двухколесный, со звонком и разноцветными фигурками, он очень понравился Мише, но Миша знал, что пришли они с мамой не за велосипедом. Потом Миша увидел большой самолет на пульте управления, он был почти как настоящий, только чуть-чуть поменьше, но и от этой игрушки пришлось отойти Мише. И тут его позвала мама: - Миша посмотри, какая кукла. Как думаешь, она понравится твоей сестричке? Мише очень хотелось и велосипед, и самолет, и даже конструктор, который он успел заметить, проходя мимо, но он знал, как будет рада сестренка получить в подарок ко дню рождения такую куклу, и только ответил: - Да, мама. Думаю, она будет рада. *** Отправились как-то мама, Миша и сестренка Катенька на прогулку в парк. День выдался солнечный, теплый, все вокруг так и сияло яркими красками. Шли они по дорожкам и любовались тем как красиво вокруг. Листва на деревьях, трава изумрудно зеленые. Колокольчики небесно голубые. Ромашки белые как снег. А какие бабочки! Красные, синие, оранжевые суетятся, радуются солнцу, теплу, цветам. Так рассматривая по сторонам бабочек и цветы, зашли они в дальнюю часть парка, а там, … на высоком дереве, под самой кроной белки в догонялки играют – с ветки на ветку перепрыгивают. Понравились белки детям и маме - красивые, забавные зверьки. Но пришло время возвращаться домой. Будет, что дома рассказать папе. А как ты думаешь, что дети расскажут дома папе, что они видели? Возможности использования: несмотря на свою простоту и тривиальность задание имеет огромное количество возможностей. • Развиваем внимание – нужно внимательно выслушать и постараться заметить детали. Для дополнительной стимуляции текст должен быть простым и интересным. • Развиваем память – нужно запомнить, о чем рассказывалось в тексте, запомнить последовательность событий. Здесь полезно научить ребенка делать эскизные заметки о содержании, или научить представлять, что происходит в рассказе. • Развиваем речь – необходимо контролировать, как ребенок воспроизводит услышанное, как строит фразы, правильно ли использует формы слов, говорит ли полными или обрывочными предложениями. • Развиваем фантазию и мелкую моторику – к рассказу можно сделать иллюстрации, это будет способствовать и дополнительному мотивированию ребенка. Объяснения для ребенка: «Послушай меня внимательно. Я сейчас тебе прочитаю дивную историю, а потом мы ты мне расскажешь, о чем она. Хорошо?» 9. «Небылицы». Игра «Небылицы» больше похожа не на серьезное занятие, а на забаву, которая обычно очень нравиться детям. Ребенку предлагается некая белиберда. Она может быть представлена как в словесном варианте, так и в образном. 1. Словесный вариант представляет собой небольшой рассказ, в котором допущены ошибки или грубо искажены простые факты. Перед ребенком ставиться задача, внимательно слушать и как только он услышит ошибку сообщить об этом каким-либо образом, например, хлопнуть в ладоши. Текст может быть таким: «Хорошо летом тепло, все вокруг покрыто белым снегом. Кот Васька сидит на дорожке и греется на солнце. Вдруг, мимо него пролетела птичка, и он задорно залаял на нее, но птичке было не до кота. Она спешила в магазин за молоком, ведь ей нужно кормить ее маленьких щеночков…». Можно воспользоваться и другими текстами, как придуманными вами, так и такими авторами как Маршак С. Я., Сапгир Г., Галас Ф. Знает каждый эрудит, Что бывает рыба-кит. Почему же у кота Нету рыбьего хвоста? Он бы мог ловить мышей Средь озерных камышей! Камыши шуршат - шуршат Про мышей и про мышат, А один камышек Говорил про мышек, Говорил из камышей Для котовых для ушей: «Если ловишь ты ушами, Приходи к нам за мышами, - Среди наших камышей Ты поймаешь сто мышей!» Только, в лапу взяв свечу, Кот промолвил: «Не хочу! Я пишу роман для кошек Про комариков и мошек!» (Елена Шостак). *** Идут к нам гости под дождем, А мы их дома ждем и ждем; Идут они с цветами, С подарками, с зонтами. Вот гости разом у дверей: «Ах! Раздевайтесь поскорей; Зонты поставьте в вазу, Цветы – сушите сразу!» Но Боже! Что я говорю, Я лучше снова повторю: «Цветы поставьте в вазу, Зонты сушите сразу!» В прихожей сушатся цветы, А в вазе мокрые зонты, - Смешались все улыбки В моей смешной ошибке! (Елена Шостак). Объяснения для ребенка: «Я прочитала в одной книге рассказ (или стишок), но какой то он странный. Тот, кто его написал, все перепутал. Вот послушай, что сочинил этот писатель. Только давай договоримся, если ты услышишь не правду, ты сразу будешь громко хлопать в ладоши, чтобы я знала что что-то здесь не так». 2. Образный вариант представляет собой рисунок, в котором также допущены ошибки. Ребенку предлагается найти, что же не так на картинке (Рис. 21). Возможности использования: зависит от общего уровня развития ребенка, его кругозора, так как, например, если ребенок не знает, что рыбы живут в воде, изображать их в скворечнике с точки зрения развития функции внимания бесполезно, хотя и можно получить информацию о том, что ребенок не знает. При выполнении данного задания стоит обязательно стимулировать ребенка к составлению развернутого объяснения, в чем та или иная ошибка, и каким образом ее должно исправить (Рис. 22). Объяснения для ребенка: «Я тебе покажу сейчас рисунок. Его рисовал очень рассеянный художник. Посмотри хорошенько и скажи мне, что же он сделал не так, и как ему следовало нарисовать, чтобы все было правильно». |
![]() |
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
#9
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
«За окном».
Эта игра удобна тем, что может выполняться мимоходом, для нее не нужно никаких специальных приспособлений и подготовки. Играть можно дома, занимаясь хозяйственными делами, по дороге в гости или на прогулке. Ребенок по предлагаемому ему правилу находит предметы из того, что видит вокруг себя. Например, можно подойти с ребенком к окну и попытаться отыскать все белые предметы (облако, машина, куртка, ромашка, снег, рама окна соседнего дома…). Возможности использования: Ориентируясь на то что, может видеть ребенок в каждой конкретной ситуации можно усложнять и облегчать его задачу тем, что называть более редкий признак или более распространенный среди предметов, которые расположены за окном. Старший дошкольник еще не всегда умеет считать, поэтому для подсчета можно просто загибать пальцы, эмоционально обыгрывая каждый загнутый палец как целое достижение, если ребенок испытывает трудности в выполнении задания. О количестве необходимых ответов можно сразу договориться, показав ребенку разогнутые пальцы, которые при каждом правильном ответе вы будете загибать. Объяснения для ребенка: «Посмотрела я сегодня за окно, и стало мне интересно, а, сколько всего белого может быть за окном. Давай посмотрим вместе, и ты поможешь мне отыскать столько же белых предметов, сколько пальцев на руке (на двух руках)?» 11. «Цветные карточки». Подготовьте ребенку набор цветных карточек в количестве 8 – 10 цветов. Желательно чтобы там были все цвета радуги и черный, белый, серый, коричневый цвета. Ребенок будет на ваш вопрос о цвете того или иного предмета показывать карточку, а не отвечать словами. Постарайтесь стимулировать ребенка на как можно более быстрый ответ. Будьте и вы внимательны, на некоторые вопросы может быть несколько правильных ответов. Если ребенок их не знает, расскажите ему об этом. 1) Какого цвета трава? 2) Какого цвета небо? 3) Какого цвета может быть солнце? 4) Какого цвета лепестки у ромашки? 5) Какого цвета не могут быть елки? 6) Если кошку зовут Ночка, как ты думаешь какого цвета ее шерсть? 7) Какого цвета может быть море? 8) Какого цвета могут быть цветы? 9) Какого цвета не бывают овощи? 10) Какого цвета может быть зайчик? Возможности использования: в основном игра направлена на развитие представлений о цвете, на совершенствование внимания, скорости реакции. Вопросы можно формулировать о любых предметах или животных знакомых ребенку, как в прямой, так и в обратной форме с использованием частицы не. Описание для ребенка: «Посмотри, какие я тебе дам карточки. Давай поиграем, я буду называть какой-либо предмет, а ты будешь карточкой показывать какого цвета он может быть. Будь внимателен, показывать нужно быстро и правильно». 12. «Чего не хватает?» Ребенку предлагаются изображения, на которых что-то не достаточно прорисовано. Задача ребенка найти чего же не хватает. Возможности использования: игра предназначена главным образом для обучения ребенка «шарить» глазками, находить особенности, видеть детали. Посмотрите, у цветка не хватает стебелька. У ежика носа. У елки ствола. У бабочки туловища. У вишенок палочек. У лица носа. У рыбки верхнего плавника. (Рис. 23). Описание для ребенка: «Посмотри, эти рисунки делал очень не внимательный человек. Он на каждой картинке что-то забыл дорисовать. Давай поищем, чего же там нет?» 14. «Да – нет, не говорить. Черное – белое не называть!» Игра из нашего детства, думаю, многие ее отлично помнят, только у нас например она называлась несколько иначе «Вы поедите на бал?». Игра заключается в том, что ребенку выставляется некий запрет не называть некоторые слова. Из названия предлагаемой игры понятно, что запрет вносится на слова «Да!», «Нет!», «Черный», «Белый». По вашему желанию вы можете запрещенные слова менять, а для ребенка знающего звуки можно вводить запрет на некоторые звуки, например не говорить слов со звуком «К». Итак, прежде всего нужно договорить с ребенком о запрете. Малышу нужно объяснить, какие слова ему нельзя произносить ни в коем случае, даже если очень захочется. Чаще всего дети понимают инструкцию, редко, но бывает приходиться объяснять на примерах, и у детей все получается. Ни разу в своей практике еще не видела ребенка, который бы не понял условия игры. Классический вариант начинается с вопроса «Вы поедете на бал?» и далее история развивается в зависимости от того, что будет отвечать ребенок. На самом деле от этого разговора о бале можно и отказаться и говорить с ребенком на различные темы о книгах, цветах, детском саду. Ребенку главное помнить, что запретные слова говорить нельзя. Для того чтобы игра не продолжалась бесконечно устанавливается время 3 или 5 минут, если отвечающий на вопросы выдерживает заданное время, то значит, он выиграл. Игра очень не прихотлива, и играть в нее можно где угодно, не отвлекаясь от других дел и забот. Она способствует развитию речи, повышает эмоциональный контакт играющих, тренирует внимание. В случае если вы сможете проводить ее с несколькими отвечающими, можно устроить между ними соревнование, и абсолютно не важно, будут ли это дети или дети и взрослые, в данном случае возраст не гарантия победы. 15. «Не пропусти хлопок». Ребенку дается задание, когда он услышит название определенной группы предметов, ему нужно хлопнуть в ладоши. Например, хлопнуть в ладоши когда он услышит название транспорта. И далее ребенку произносится или набор слов, или текст, слушая который ребенок должен отслеживать заданные ему слова. 1. картина, троллейбус, помидор, кубик, кошка, поезд, электричка, мышь, окно, дверь, ромашка, колокольчик, корабль, мост, лес, крыса, зима, октябрь, река, лыжи, автобус, метро, дерево, мяч, бабочка, воробей, медведь, автомобиль, сапоги, платье, ковер, трамвай, облако. 2. Маша с мамой поехали в зоопарк. Сначала они шли пешком до остановки. Там подождали немного, подошел троллейбус № 15, они сели в него и поехали до метро. В метро спускаться не стали, а пересели на автобус № 5, на котором и доехали до зоопарка. Пока мама покупала билет, Машенька увидела, как высоко-высоко в небе летит белоснежный самолет. А после зоопарка мама и Маша, пошли прогуляться по набережной большой реки, и увидели там красивые корабли и яхты. Возможности использования: усложнение будет зависеть от уровня развития ребенка, его словарного запаса. Если ребенок начинает изучать звуки, то можно предложить ему хлопать в ладоши, когда он будет слышать определенный звук. Если ребенку предлагается текст, то дополнительно можно попросить его, потом пересказать, то, что он услышал. Описание для ребенка: «Я тебе сейчас буду называть слова. Слушай внимательно, как только услышишь название транспорта – хлопай скорее в ладоши». |
![]() |
ответ для help на сообщение "развитие ребенка 4-6 лет"
#10
|
Мега-элита
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
![]() |
если кому-то будет интересно то продолжение выкладываемое сюда последует..............
|