Littleone 2006-2009 - Показать сообщение в отдельном окне - Школьные неврозы и причины их возникновения
Показать сообщение в отдельном окне
Старый 01-11-2007, 09:05     #65
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


Существующая в отечественной педагогике методика обу¬чения иностранному языку опирается на усвоение правил языка и особенностей его грамматических конструкций (об¬ращение к левому полушарию) и образные представления и конкретные ситуации (обращение к правому полушарию). Та¬кое сбалансированное включение сильных сторон каждого полушария позволяет достичь максимальной скорости, ис¬пользуя в качестве критерия целостные стереотипные, шаб¬лонные образцы (правое полушарие), и обеспечить макси¬мальную точность при решении новых задач, ориентируясь на локальные, фрагментарные образы (левое полушарие).
В классах с преобладанием правополушарного типа мыш¬ления, вне зависимости от учебных предпочтений учителя или направленности учебных материалов, большинство с готовностью превращают любой вид деятельности в дея¬тельность синтетическую. В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска. Напротив, в классах с преоблада¬нием левополушарных учащихся дети правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер.
Это часто можно наблюдать в школах северных райо¬нов, где вместе с другими обучаются и ненецкие дети. У них доминирующим часто является правое полушарие. Кроме того, они не проходят «левополушарной» подготовки к шко¬ле, так как воспитываются в тундре. Правополушарная куль¬тура ненцев не предполагает технократического измерения времени часами и минутами, а расстояния — километрами. Пространство измеряется оленьими переходами, а время — ассоциациями с важнейшими событиями («Когда белая ва¬женка родила черного олененка»). Их язык не содержит аб¬страгирующих понятий. Например, слово «снег» в ненец¬ком языке имеет около ста слов-оттенков: мокрый, жесткий, пушистый и т.д., но нет обобщенного понятия «снег». Они своеобразно воспринимают искусство. Картины ненецких художников отражают пространственную глуби¬ну, тайный смысл, мистическую тайну. Для них крайне важно невербальное общение, язык жестов и движений. Все это и многое другое объясняет возникающие трудности не¬нецких детей в процессе школьного обучения, предполага¬ющего словесно-логический характер развития мыслитель¬ных процессов. Такие дети, оказавшись в левополушарной школе-интернате, очень быстро испытывают неуспех, те¬ряют интерес к обучению и мечтают о возвращении в род¬ную культуру. Несоответствием их организации мозга и сти¬ля преподавания можно объяснить и возникновение у них невротических состояний и логоневрозов. Без знания эт¬нопсихологии и этнокультуры этого народа невозможно про¬водить успешное обучение и воспитание.
Люди западной и восточной культуры воспринимают и запоминают информацию, используя разную стратегию. Исследования японских ученых выявили, что европеец и японец видят один и тот же цветок по-разному: европеец сначала наблюдает и называет его параметры, затем их синтезирует. Для японца главное — ухватить целостность цветка, а затем через целостность выделить детали.
Упор на языковое, логическое мышление в странах Запа¬да обеспечивает развитие способностей левого полушария. Р. Ористейн утверждал, что функции правого полушария со¬ставляют игнорируемую часть способностей и интеллекта людей западной цивилизации и что эти функции лучше раз¬виваются в культуре, мистицизме и религиях Востока.
В современной школе ученики с противоположными сти¬лями учения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, ученики, выполняя смешанные задания, могут уве¬личить количество собственных учебных стратегий. Напри¬мер, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать сво¬ему товарищу такие стратегии учения, как синтез, приме¬нение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявле¬ния различий, создания категорий.
В значительной степени технократическим усилиям шко¬лы мы обязаны выраженному сдвигу асимметрии влево. Во всяком случае, по наблюдениям П.Ю. Тульвисте и В.В. Аршавского, у взрослых представителей восточных куль¬тур, не получивших школьного образования, левополу¬шарный стиль мышления, способность к анализу развиты значительно меньше, чем у тех, кто учился в школе. Разу¬меется, исходные способности к этому стилю мышления существуют у всех, но без постоянной тренировки и сти¬муляции они не достигают должного развития. В условиях же западной цивилизации, где доминирует формально¬логический анализ, дети еще до школы сталкиваются с проявлениями левополушарного стиля мышления, что постепенно подготавливает их к требованиям школы.Творчество. С правым полушарием связаны непосред¬ственно-чувственное восприятие, ориентация в простран¬стве, художественное мышление, творчество. Причем все эти функции, хотя и имеют некоторые общие корни, отнюдь не совпадают друг с другом. Этим объясняется многооб¬разие проявлений правополушарной активности.
Творческий процесс, как показали исследования, тре¬бует от правополушарных людей меньших психофизиоло¬гических затрат и происходит при менее высоком уровне дополнительной активации мозга. Может быть, именно по¬этому творческая работа не сопровождается чувством утом¬ления, в отличие от работы рутинной. Длительные переры¬вы в творческой деятельности, особенно вынужденные, тяжело переносятся людьми. В то же время для лиц с низ¬кой творческой потенцией нередко оказывается предпоч¬тительнее любая самая монотонная и скучная работа, чем решение творческих задач. Этим людям нужны, по-види¬мому, большие дополнительные усилия, чтобы преодолеть сформированные в процессе обучения установки на жест¬кую упорядоченность и однозначность связей между пред¬метами и явлениями. У людей с низкими творческими спо¬собностями дополнительная мозговая активация нужна для раскрепощения образного мышления.
Левополушарные люди хорошо читают ноты, а так, как даже музыка преподается линейным способом через знаки, то левополушарные вначале демонстрируют успех и в искусстве. Но поскольку у них есть трудности с продуци¬рованием образов, ритма, целостности, то музыка не бу¬дет «живой». Правополушарные же люди в искусстве, му¬зыке, танцах и спорте достигают успеха через целостность, чувства, эмоции и движение.
Интересные результаты получили французские ученые. Исследуя асимметрию мозга у профессиональных музы¬кантов и людей без музыкального образования при вос¬приятии мелодий, они обнаружили парадоксальный факт: немузыканты воспринимали исполнение правым (эмоцио¬нальным) полушарием, а музыканты левым (логическим). Можно предположить, что если немузыканты просто на¬слаждались, то музыканты анализировали услышанное. Отсюда можно сделать вывод: давая разным детям одни и те же задания, мы можем адресоваться к разным полуша¬риям. Восприятие и переработка информации будут раз¬личны, несмотря на то что видимый результат может быть одинаковым: нарисовал, написал, прочитал, слепил и т.д. Ребенок часто оказывается в ситуации заданное™ мето¬дики преподавания. Эта заданность может создать для него огромные трудности.
Анализируя творчество художников и композиторов, можно сделать следующие выводы. Картины правополу-шарных художников отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых гра¬даций, глобальностью сюжета. К таким художникам мож¬но отнести Ван Гога, Рембрандта, Айвазовского, Репина, Сурикова. Рисунки правополушарных художников поража¬ют свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой, пространством и объемом. Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность, плос¬костное изображение, светлая палитра красок, холодные цвета. Это — Малевич, Пикассо, Кент, Леже.
К правополушарным композиторам относятся Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шуман, а к левополушарным — Бах, Гендель, Мендельсон, Проко¬фьев, Стравинский, Шостакович. Интересно отметить, что музыка правополушарных композиторов активизиру¬ет деятельность правого полушария человека с любой асимметрией мозга, а музыка левополушарных компози¬торов воздействует на левое полушарие. Именно на этом основаны музыкальная психотерапия и звонотерапия.
К равнополушарным гениям относятся Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов.
Творчество может проявляться в разных сферах — не только в науке и искусстве, но и в сфере человеческих отношений. Многие противоречия воспринимаются че¬ловеком как непреодолимые только в связи с доминиро¬ванием левополушарного вклада в мышление, обеспечи¬вающего однозначное, линейное восприятие мира, что снижает способность к обнаружению нестандартных ре¬шений. Образное мышление позволяет снять такие про¬тиворечия благодаря поисковой активности там, где с точки зрения обычной логики ситуация зашла в тупик.
Большинство из принятых в наше время методов раз¬вития левополушарных способностей не опираются на об¬разные представления, которые превалируют на ранних этапах обучения. Между тем такая опора возможна и впол-