Littleone 2006-2009 - Показать сообщение в отдельном окне - Школьные неврозы и причины их возникновения
Показать сообщение в отдельном окне
Старый 01-11-2007, 09:02     #64
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


Мышление правополушарных детей является нагляд¬но-образным, спонтанным, интуитивным, эмоциональ¬ным и трехмерным (пространственным). Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнози¬руемым, рациональным и двумерным (на плоскости).
Учителям при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслитель¬ных процессов учащихся с разным типом функциональ¬ной асимметрии полушарий. Например, помнить, что со¬отношение между активностью правого и левого полушария различно при восприятии художественных и технических текстов, хотя в обоих случаях человек имеет дело со словесными конструкциями: при чтении техни¬ческих текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое. Достоверно ус¬тановлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, а правое находит зна¬чение декодируемой информации. Левополушарные люди оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать дискретный подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополу-шарными методами (методика Зайцева, система Занкова).
Учителя должны учитывать различие между понима¬нием алгебры и геометрии учащимися с разным типом межполушарной организации. Так, правополушарные дети более успешны в изучении геометрии благодаря ее прост¬ранственной природе. Алгебра требует логики, последо¬вательного знакового мышления, что является преиму¬ществом левополушарных детей.
Вот пример из области геометрии. Детям предлагается задача, в которой необходимо доказать равенство треу¬гольников. Пространственное мышление — привилегия правого полушария. Правополушарные ученики решают ее пространственным методом: мысленно поворачивают рисунок одного из треугольников в пространстве и на¬кладывают его на другой, а потом переводят решение в речевой план и доказывают равенство, действуя методом «от противного» («если бы они не были равны, то»). Та¬ким образом, пространственную задачу они решают про¬странственным методом.
Левополушарные учащиеся решают пространственную за¬дачу речевым, знаковым методом. Они обозначают все углы и стороны буквами и, не обращая внимания на чертеж, действуют только с этими буквенными обозначениями.
Запись решения в тетради выглядит и у тех и у других одинаково, а стратегия решения при этом может быть совершенно разной. Если же ребенок решает задачу у дос¬ки, то часто получает двойку лишь за то, что у учителя не хватает терпения дослушать ход его мыслей до конца.
Правополушарные дети решают арифметические за¬дачи не с помощью выявления принципиального ключа, позволяющего успешно справляться со всеми задачами данного типа, а каждый раз очень конкретно и индиви¬дуально, с использованием бытовых ассоциаций. Эти осо¬бенности детского мышления необходимо использовать при обучении. Но, поскольку школа усматривает одну из главных задач в развитии и тренировке логического мыш¬ления, все усилия педагогов оказываются направленны¬ми на стимуляцию левополушарных возможностей.
Очень распространенная ошибка, когда в классах для неуспевающих, переполненных правополушарными деть¬ми, математика подается с введением еще более мелких категорий, то есть в еще более аналитической манере, чем в обычных классах. Правополушарные учащиеся, ко¬торые не могли справиться с этим в нормальных классах, на таких уроках часто терпят окончательную неудачу.
Среди выдающихся математиков и физиков преоблада¬ют левополушарные ученые. Пифагор говорил: «Все есть число», а Ферма мыслил формулами. Однако правополу-шарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения с по¬мощью образа яблока и понял, что свет является одновре¬менно потоком частиц и волной (синтез и целостное восприятие). Правополушарный Эйнштейн решил пробле¬му, которая не давала покоя ведущим физикам мира, со¬здал теорию относительности, которая не вписывается в цепочки умозаключений, выстраиваемые учеными левополушарного типа. Он сумел охватить целостным нетрадици¬онным взглядом все сложные и противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые рас¬членяют, искусственно дробят целостную картину мира. На такое способна только правополушарная стратегия мышле¬ния. Вместе с тем Эйнштейн страдал дислекцией, обнару¬живал слабые способности по математике, физике, был изгнан из школы. Он и в современной школе имел бы двойку по математике и считался бы неспособным, так как не был склонен к логическому мышлению и двумерному изу¬чению математики. О математике он шутливо говорил так: «Математика — единственный совершенный метод, позво¬ляющий провести самого себя за нос». Американская ассо¬циация содействия развитию науки привела неоспоримые доказательства участия сербского математика Милевы Ма-рич в создании теории относительности. Ей досталась мате¬матическая сторона этого открытия. В рукописи знамени¬той статьи, прославившей Эйнштейна и в 1921 году принесшей ему Нобелевскую премию, стояла подпись и М. Марич, любимой женщины А. Эйнштейна.
При обучении детей с разной асимметрией мозга не¬обходимо учитывать, что для правополушарного мышле¬ния характерен инсайт (озарение, вспышка, догадка), а для левополушарного мышления — хитсайт (ровные и последовательные мыслительные процессы). Инсайтом правополушарные пишут стихи во сне, часто решают про¬блему тогда, когда отвлекутся от нее. Периодическая си¬стема химических элементов была составлена благодаря инсайту Д.И. Менделеева. Инсайт Архимеда способство¬вал открытию закона о теле, погруженном в жидкость.
Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состо¬янии дискомфорта, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают ус¬пеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (ал¬гебраические построения используются для расчета быто¬вых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса реша¬ются посредством лабораторных экспериментов).
Левополушарные дети редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худ¬шем случае они могут оказаться в затруднении, когда пи¬шут сочинение на свободную тему, решают математичес¬кие задачи в картинках, осваивают дедуктивный метод.
Обратимся к изучению иностранного языка в школе. Типологическая классификация языковых способностей предлагает выделение рационального и интуитивного спо¬собов овладения языком. Установлено, что первый способ характерен для левополушарного типа мышления, вто¬рой — для правополушарного. Обладатели того или иного способа овладения языком могут добиваться высоких ре¬зультатов, но с помощью разных средств и стратегий. При этом оказывается, что традиционная методика препода¬вания языка в школе, которая опирается на рационально-логические грамматические способы, ставит в неодина¬ковые условия представителей названных типологических групп, различно предрасположенных к усвоению языка.