2.1. Функциональная асимметрия полушарий и стиль учебной деятельности
Рассмотрим организацию учебной деятельности с уче¬том психофизиологических особенностей учащихся на трех основных этапах: создания мотивации к обучению, организации учебной деятельности и результативном.
1-й этап: мотивационный. Успех на этом этапе в боль¬шой степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка. Мотивы, побуждающие де¬тей изучать школьные предметы, связаны со становле¬нием их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, по¬нять их принципы и убеждения, осознать свое положе¬ние в мире. Большой интерес у правополушарных школь¬ников вызывает эстетическая сторона предметов, потребность самореализации. Для них характерна ориен¬тация не на знания, а на высокую оценку и похвалу.
При формировании мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на по¬знавательную сторону. Левополушарных школьников при¬влекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Занятия школьными науками они рассматривают как средство для развития своего мышления и волевых качеств. Для них бо-лее значимым является получение знаний, а не их оценка учителем.
На мотивационном этапе урока необходимо учитывать и особенности сенсорного восприятия учащихся. Познаватель¬ная активность, первично возникающая в одном из полуша¬рий, запускает движения глаз. Можно предположить, что учащиеся, отводящие глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наибо¬лее значимой является левая полусфера пространства. В клас¬се их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). Визуалистов следует посадить на первые парты, а кинестетиков — на последние. Для активизации умственной деятель¬ности кинестетиков во время урока желательны движения. Например, они могут мять пальцами пластилин или глину, перебирать четки или шарики, массажировать пальцы и др. Правополушарные визуалисты подвержены влиянию осве¬щения рабочего места, кинестетики — его удобству.
У левополушарных учащихся рабочая полусфера — пра¬вая сторона класса. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию. Следовательно, психофизиологическое место левополушар¬ных детей — первый ряд. Они чувствуют себя комфортно в тишине. При посторонних шумах в классе они могут не усвоить информацию.
Чтобы учесть психофизиологические особенности каждо¬го ученика, важно определить место за партой в классе каж¬дого ребенка. Это обеспечит продуктивное восприятие, пре¬дупредит возникновение невроза, стресса и снимет неосознаваемую реакцию защиты от новой информации.
Примерная схема расположения учащихся в классе:
Классная доска
1-й ряд Левополуш арные аудиалы 2-й ряд Равнополуш арные визуалы, аудиалы, кинестетики 3-й ряд Правополушарные визуалы, кинестетики
Учащиеся во время урока могут смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Как известно, эта реакция не случайна, за ней скрывается какой-то внутренний про¬цесс. Если учащийся отводит глаза в сторону, это интерпретируется как снижение интереса к учителю и его ин¬формации. Учитель ускоряет темп и громкость своей речи, пытаясь вернуть внимание ученика. Ученик же перерабаты¬вает только что полученную информацию. Он действитель¬но в данный момент не воспринимает речь учителя. Кроме того, речь учителя разрушает процесс понимания и меша¬ет ребенку сосредоточиться. Субъективно ускорение речи воспринимается учеником как своеобразная агрессия по от¬ношению к нему. У него возникает раздражение и защитная реакция. Если во время урока глаза ученика уходят в сторо¬ну, вверх или вниз, необходимо сделать паузу и дать ему возможность усвоить полученную информацию.
Для наиболее лучшего восприятия информации с классной доски правополушарными учащимися сочета¬ние цветов должно быть следующим: светлая доска — темный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся в классе их необходимо по¬садить полукругом. При невыполнении этих условий по¬теря информации может составлять до 32%. Для левопо-лушарных детей сочетание цветов на доске может быть таким: темный фон — светлый мел, а также классичес¬кая посадка за партами.
|