Littleone 2006-2009 - Показать сообщение в отдельном окне - Школьные неврозы и причины их возникновения
Показать сообщение в отдельном окне
Старый 13-03-2007, 21:02     #43
help
Мега-элита
 
Профиль help
 
Зарегистрирован: Apr 2004
Сообщения: 3 203
help отсутствует


«Программа формирования
нейропсихологического пространства
проблемного ребенка»

Цели:

— развитие высших психических функций;
— функциональная активация подкорковых образова¬ний мозга;
— обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
— стабилизация межполушарного взаимодействия;
— обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации;
— обеспечение регуляции, программирования и кон¬троля за протеканием психической деятельности, управ¬ление работой нижележащих уровней.

Методологической основой программы являются со¬временные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации выс¬ших психических функций в онтогенезе (по А.Р. Лурия); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реаби¬литации и формирующем обучении; исследования А.В. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза».
При реализации программы использовались:
кинезиологические упражнения (адаптированный вариант) — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются ин¬формацией, происходит синхронизация работы полуша¬рий;
телесно-ориентированные;
арттерапевтические;
восточные (йога, тай-чи, ушу-таолу) психотехники;
элементы психодрамы;
упражнения из «Методики замеща¬ющего онтогенеза» Б.А. Архипова и А.В. Семенович;
«Гим¬настика мозка» П. Деннисона и других.

Описываемая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, логопедов и др.), работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психи¬ческом развитии.

Она состоит из 24 занятий и заключительной эстафе¬ты. При двух занятиях в неделю цикл рассчитан на три месяца. Время занятия 50—60 минут. Оптимальное число участников группы 8—10 человек; возраст — 6—9 лет.

Возможности компенсации когнитивных и поведен¬ческих нарушений существенно повышаются при актив¬ном участии родителей в формирующей работе.

Структура занятия:

• растяжка — 5—6 минут;
• дыхательные упражнения — 4—5 минут;
• глазодвигательные упражнения — 4—5 минут;
• телесные упражнения — 15 минут;
• упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;
• упражнения для релаксации, развития коммуника¬тивной и когнитивной сферы — 10—15 минут.
Упражнения «Яйцо» и «Тоннель» являются аналогией рождения. Они могут выполняться на нескольких первых занятиях для активизации работы стволовых структур мозга. Наибольший эффект достигается при выполнении упраж¬нения «Яйцо» ребенком с мамой. Дальнейшее усложнение упражнений соответствует стадиям онтогенеза ребенка.
Упражнения 1—3 выполняются в положении лежа на спине или животе; упражнения 4—6 — в положении сидя; упражнения 7—19 — ползая на животе, на спине или на четвереньках; упражнения 20—24 — стоя.
1-е занятие

«Яйцо». Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который бу¬дет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сза¬ди ребенка, обхватывает его руками и ногами, изобра¬жая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.

«Тоннель». Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Мож¬но построить тоннель из стульев.

Растяжка «Струночка». Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твер¬дым, жестким, мягким, холодным или теплым, глад¬ким или шершавым, ровным или бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растяги¬вает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Да¬лее ребенку предлагается представить себя сильно натя¬нутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем — правой (рука, бок. нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спи¬на при этом не должна напрягаться и выгибаться.

Растяжка «Кобра». Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры:
— медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;
— приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спи¬ну, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены;
— вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.

Дыхательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живо¬та, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пау¬за (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втя¬нуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по че¬тырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четы¬рем вспомогательным направлениям (по диагоналям); све¬дение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медлен¬ном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних по¬ложениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлече¬ния внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его само¬стоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, сле¬дует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Телесные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине.

• «Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велоси¬педе, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.

• Отработка согласованных движений головы, туло¬вища, глаз, языка, рук и ног.
— Фиксированы позиции головы и туловища. Выполня¬ются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх,вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз,сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
— Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения голо¬вы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведе¬ние к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
— Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).

Упражнения для развития мелкой моторики рук. Исход¬ная позиция — сидя на полу.
• «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребе¬нок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с боль¬шим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указа¬тельному пальцу) порядке. Вначале методика выполня¬ется каждой рукой отдельно, затем вместе.

• «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три по¬ложения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребе¬нок выполняет упражнение вместе с инструктором, за¬тем по памяти в течение 8—10 повторений моторной про¬граммы. Упражнение выполняется сначала правой рукой. потом — левой, затем — двумя руками вместе. При зат¬руднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), про¬износимыми вслух или про себя.

Коммуникативное упражнение «Имя». Дети садятся в один большой круг. Первый произносит свое имя и дела¬ет какое-то движение руками, ногами, телом. Вся группа хором повторяет его имя и движение, сделанное им. За¬тем инициатива передается соседу справа или слева.

Когнитивное упражнение «Организация рабочего места» (формирование умения следовать правилам, контролиро¬вать свою деятельность, осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую).