Вот то, что у меня с какого-то "предпервоклассного" собрания записано.
Как родителям проверить психологическую готовность ребенка к школе?
1. Гигиенические навыки (мыть руки перед едой, после туалета!, после улицы и пр.) - устойчивые ли? Самостоятельно или по напоминанию?
В садике детям воспитатели напоминают, в школе - дети должны справляться сами.
2. Помогает ли по дому, часто ли? Есть ли какое-то "свое" дело, за которое несет ответственность?
3. Навыки самообслуживания? (самостоятельно аккуратно одеться, аккуратно раздеться и повесить верхнюю одежду после прогулки, приготовить бутерброд, на улицу выбирать одежду с учетом погоды, не забывать свои вещи вне дома)
4. Может ли на 15-20 минут удерживать внимание на не очень интересном для него предмете?
5. Управляет ли своими желаниями (сила воли)? (сладкое только после еды и пр. - нытье или спокойное ожидание).
6. Умеет ли правильно и аккуратно вести себя за столом?
7. Есть ли уже явно проявляющиеся интересы?
8. Привиты ли навыки вежливого и культурного общения?
9. Соблюдает ли режим дня? (это скорее не проверка, а рекомендация - за месяц до школы начать поднимать ребенка рано утром, чтобы не добавлять лишний стресс к первому сентября. Соответственно, надо научить ребенка вовремя ложиться спать).
10. Слушает ли ответы на им же самим заданные вопросы?
11. Убирает ли за собой? Поддерживает ли порядок в своей комнате (на своем столе, в своем ящике с игрушками...)?
Что полезно ученику знать к школе (моменты, которые родители должны проработать заранее) - сборная солянка из других записей:
1. Понимать, что обучение - это очень важное и ответственное дело, "работа" для детей. Готовить к тому, что школьники "взрослее" дошкольников и должны себя вести соответственно.
2. Различать лево-право-верх-низ "с чужих слов" (т.е., не сам назвал, а показал то, что попросили

). Очень-очень важно не путать левую и правую руку и желательно до школы определиться, правой или левой рукой ребенок будет писать (у нас, например, Левка - что-то типа амбидекса, пишет правой, гвозди забивает левой, ест правой, ключи поворачивает левой, одно время кисточкой рисовал одной рукой, а фломастерами - другой

)
3. Знать дни недели, месяцы, "порядок" (первый, последний и т.п.). Желательно знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), различать "больше-меньше".
4. Проводить звуковой анализ слова на простом уровне (звук "..." - есть ли в слове, а если есть - то в начале, в конце или в середине? придумать слово, начинающееся или заканчивающееся на такой-то звук).
5. Развивать моторику - рисовать карандашами (тренируем нажим), раскрашивать раскраски (тренируем четкость линии - чтобы не заходила за границу), лепить, вышивать, играть в конструкторы (тренируем координацию движений).
6. Много читать вслух, развивать речь, обогащать словарных запас. Если слово знают родители - это не значит, что его знает ребенок!
А читать-писать в школе научат, если совершенно случайно окажется, что ЛВ-ребенок этого еще не умеет

.