Наш папа, озабоченный судьбами образования в России, решил поучаствовать в обсуждении
![1](images/smilies/033.gif)
:
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
ИМО школьное образование не является прямой причиной отлаженного устройства общества и быта в США, она скорее его следствие.
Отлаженость и организованность американского общества объясняется двумя причинами: 1) тем, что здесь существует правовое общество, т.е. средний человек уважает закон и следует ему, и 2) тому, что эта страна богата.
|
Насчет второго пункта - бесспорно. А вот что касается первого... Знакомство с историей США и статистическими данными о преступности должно заставить усомниться в особой законопослушности американцев.
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
Оба эти фактора свойственны вообще всем англоязычным странам и уходят конрями глубоко в прошлое. Правовое общество похоже вообще идет корнями в Древний Рим и римский закон.
|
Это широко распространенный в англоязычных странах миф, на мой взгляд, продиктован снобизмом англо-саксов и не имеет фактического подтверждения, если, конечно, не подвергать факты тщательной селекции. Разговоры о преимуществе германской расы над латинской (и прочими), или протестантизма над католичеством (и другими конфессиями) не новы. Мне казалось, их уже никто не восринимает всерьез.
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
В Англии рано сформировалась абсолютная монархия, и потом обществу как-то удалось относительно бескровопролитно от нее отойти, и с помощью законов и прецедентов их исполнения ограничить власть короля.
|
"Относительно бескровно" - это про Кромвеля что ли? Не знаю, не знаю... А если вспомнить десятки тысяч повешенных за мелкие преступления (хотя бы по закону о бродяжничестве)?
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
Впоследствии правовое общество укрепилось в эпоху капитализма (который тоже получил расцвет в Англии).
|
Ну если не верите К.Марксу, почитайте, скажем, Диккенса и др. Установление капитализма в Англии сопровождалось страшными трагедиями и большими жертвами. "Овцы съели людей", "луддиты" - это вроде из школьного курса истории не изымалось. А если сравнить число казненных в течение 19-го века в "правовой" Англии и "варварской" России, поневоле усомнишься в благах "правового государства".
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
США с момента своего образования пошли на шаг вперед и приняло конституцию как основной закон государства, и билл о правах человека, признающие неотъемлемые права всех граждан.
|
На бумаге-то было все гладко. Вспомнилась карикатура советских лет с подписью "Биль о правах и быль о бесправии". Говоря о более чем двухвековой демократии в США, неплохо бы о многом вспомнить. "Отцы демократии" ничего не имели против рабства, зато сами имели рабов. Истребление (если называть вещи своими именами) коренного населения Северной Америки (сравните относительную численность индейцев в США и странах Латинской Америки). Немало темных страниц и в истории гражданской войны (вероятно, жестокость северян теперь вспоминать не принято). А "суды Линча", "господин Кольт", сделавший людей равными - это выдумки?
Да и двадцатый век не был безоблачным. Разве не во времена "сухого закона" появились крупнейшие состояния. Это время разгула мафии нашло широкое отражение в литературе и кино.
А почему в отличие от ВСЕХ других развитых капиталистических стран в США не было влиятельных организаций социалистической ориентации? История подавления рабочего движения и "левых" организаций американскими спецслужбами методами, мягко говоря, неправовыми достаточно хорошо известна.
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
Финансовая стабильность США объясняется тем, что отдаленное местоположение и политика невмешательства (действовавшая до 40-х годов 20 века) оберегло ее от войн, разрушивших свое время под ноль экономики других стран.
|
"Политика невмешательства" - это не про "политику канонерок" ? До второй мировой войны США успели победоносно отторгнуть несколько мексиканских штатов, поучаствовать в "опиумных" войнах в Китае, успеть к дележу добычи в конце первой мировой войны. Не обошлась без их участия и иностранная интервенция в Россию. А про Латинскую Америку и говорить нечего. Редкая страна этого региона обошлась без вооруженного американского вмешательства. "Америка для американцев" - чем хуже японского лозунга "Азия азиатам"? А уж после второй мировой и говорить незачем. Все и так все помнят. Может и не стоило бы об этом много говорить, если бы вооруженная защита своих интересов не составляла одну из основ американского финансового благополучия.
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
Т.е. традициям правового общества и финансовому благополучию уже больше 200 лет.
|
По поводу первого см. выше.
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
Само выражение "учить учиться" ИМО бессмысленно -- тяга к познанию у человека с рождения, ей можно только помочь раскрыться, что требует уважения к неповторимой индивидуальности ребенка. А вот "научить" так, чтобы ее напрочь отшибло, пожалуйста.
|
Став на эту точку зрения, придется отвергнуть основные принципы Эпохи Просвещения, на которых уже третий век строится вся европейская система образования (в том числе и в России). Еще в 18-ом веке много копий было сломано между сторонниками "реального" и "формального" образования. В дореволюционной России это нашло отражение в разделении средних учебных заведений на реальные училища (там преподавали знания необходимые для освоения конкретной специальности) и гимназии. В последних преподавали "бесполезные" предметы - геометрию, мертвые языки и пр. Основной упор в гимназиях делалася на обучении логическому мышлению, формировании навыков самостоятельной работы с фактами и пр. С точки зрения сторонников "формального" образования, процесс обучения (особенно в детстве) полезен прежде всего тем, что в ходе него вырабатываются навыки получения новых знаний. Так, например, человек знающий много языков, имеет горздо меньше проблем при изучении новых, даже относящихся к совершенно иным группам. Надо ли говорить, что именно в гимназиях готовилась будущая элита страны.
Что же касается "врожденной тяги к познанию"... Тяга то есть, а вот навыков к приобретению знаний никаких - разве что самые зачатки, их-то и следует развивать. Согласен, можно, конечно, так "развивать", что и саму тягу к знаниям убить. Так ведь заповедь "не навреди" относится к педагогам не меньше, чем к врачам.
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
Так же бессмысленно и выражение "учить учить".
|
Всех методистов на свалку истории? Педвузы закрыть? Это все-таки перебор. Хотя иногда многим "методистам" хочется буквально уши надрать.
Но это все были детали. В целом мне было очень интересно прочитать Ваши письма, их пафос мне близок. Я много лет работаю в системе образования в России. Очень больно видеть, как его уровень из года в год падает все ниже. Обсуждаемая тема вдвойне интересна, поскольку реформа образования в России на практике означает его "американизацию" (об этом много написано, например академиком Арнольдом). Интересно из первых рук узнать куда мы движемся.
Цитата:
Сообщение от MissFrizzle
Недавно я побывала на семинаре Дэвида Альберта, известного адвоката домашнего образвания ... он ответил так: "А почему вы думаете, что это проблема? ... Капиталистическое общество основано на существовании низшего класса, и школа воспитывает его. Вот и все".
|
Увы, в России мы это уже наглядно видим.