Я работаю логопедом в д/с. Могу сказать, что в 7 лет еще не поздно заниматься постановкой звука Р, но чем ребенок взрослее, тем задача становится труднее. Как писалось выше, подросшие детки часто не хотят пользоваться поставленным звуком, т.к. привычка сильнее, да и легче произносить "по-старому".
В случае Вашей подруги можно заподозрить, что все логопеды , встретившиеся ей на пути, слабо владели навыками постановки звуков (что как-то странно). Скорее всего, мама не занималась дома или эти занятия не были систематическими. Ведь любой логопед обязательно предупреждает, что домашнее закрепление - залог успеха, без него в большинстве случаев - или звук так и не встанет (особенно если логопедические занятия 2 р /нед), или не автоматизируется (т.е. ребенок не будет им пользоваться). Случаи, когда звук встает за 3 занятия , очень редки. Это говорит о том, что все элементы артикуляции уже были сформированы у такого ребенка, речевая мускулатура в хорошем тонусе, не хватало маленького толчка. В норме, звук Р может сам появиться до 7 лет. Позже - это уже нефизиологично (т.е. ждать нечего, надо действовать).
|