Прит.19:18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
Прит.29:17 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
Прит.13:25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
"Не давай ему (т. е. ребенку) воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его доколе оно (дитя) молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе" (Прем.30, 11-12).
Св. Иоанн Златоуст так говорит о необходимости наказывать детей:
"А те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души. Поэтому, подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, то набрасываешь на уста ее узду, с силою поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, но ведь наказание это мать спасения, - так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают: связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет, если же не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи".
Как видно из слов св. Златоуста, наказание есть признак деятельной заботы о согрешившем - оно есть проявление любви. "Господь кого любит, того наказывает", - говорится в Притчах Соломона (Прит. 3. 11), подтверждается ап. Павлом (Евр. 12, 6) и ап. Иоанном (Откр. 3, 19).
Для любящего сердца приятнее и легче баловать детей; тяжело и трудно их наказывать. Поэтому наложение наказаний есть признак глубокой, деятельной любви, любви, жертвующей своим душевным миром ради очищения запятнанной грехом духовной одежды ребенка.
|