Что касается горшка, тоя как раз по первому опыту поняла, что этим вполне можно заниматься и до 1.5 лет. Т.е. в 1и6 у Гриши уже не было проколов совсем. Было лето, жили мы на даче и памперс надевали только на ночной сон. А так целый день цветочки на участке поливали

) И сам просился, и я напоминала, если считала, что уже пора

Сим, конечно, менее усидчивый, но для чего нужен горшок ему известно

Какает он в горшок всегда (если мы дома), т.к. происходит это в одно и то же время каждый день. Писает в горшок, если я посажу с удовольствием. Если не хочет, то встает и уходит. Если написал в штаны или в памперс, то мне это показывает (рукой между ног

, а потом идет и показывает на горшок
Теперь про речь. Сима я вожу к хорошему неврологу, так как было много проблем при рождении. Вот как раз 2 недели назад мы с ней обсуждали речевое развитие. Так она сказала, что в соответствии с последними научными разработками ЗРР в 1 год можно поставить, если у ребенка в активном использовании нет разнообразных согласных звуков (т.е. если только мычит), если не использует речевую продукцию для общения (т.е. ребенок на своем тарабарском должен пытаться что-то донести до родителей

и если ребенок совсем не понимает обращенную к нему речь и не выполняет простые просьбы. Причем, как она сказала, последнее чаще всего является результатом педагогической запущенности (т.е. с дитем просто мало разговаривают). Потом она добавила, что все это довольно условно, и надо смотреть каждого отдельного ребенка и его темперамент. Как видно из ее речи, количество человеческих слов в 1 год не является принципиальным
Гриша в 1 год говорил только БУХ и ЧЕСС (наша собака). Невролог в поликлинике тоже пытался поставить ему ЗРР. Я, можно сказать, рассмеялась ей в лицо (хотя ЛВ тогда не читала

Т.к. Гриша начал улыбаться и гулить в 2.5 недели от роду и с тех пор не затыкался. В 1 год он на своем тарабарском говорил длинные фразы с потрясающими интонациями

В 1и4 появились укороченные слова (ГЯ - грязь и т.п.), в 1и6 - слова стали нормальными, в 1и8 развернутая фразовая речь.
Правда, в логогруппу на следующий год мы тоже попробуем ходить, так как насчитали ему 10 плохих звуков (но это из-за гипотонии, которая у него сохраняется).
Сим, конечно, в желании говорить от Гриши отстает (уже видно, что он не такой "интеллектуал", но зато физически лучше развит), но ЗРР невролог у него не нашла

. Все понимает, пытается разговаривать, в активном словаре - Дися (Гриша), Ися (нельзя), ай-ай-ай, бух, дай, реже мама, надо, де (где). Просьбы выполняет сложные: выкинь мусор, положи на место, принеси самосвал и погрузи в него матрешку и т.д.