|
Элита
Зарегистрирован: Dec 2004
Адрес: пр Луначарского
Сообщения: 2 223
|
Продолжение:
3 - 6 ЛЕТ: МАЛЫШ ПРИМЕРЯЕТ РОЛЬ ЭКРАННОГО ГЕРОЯ
Только к 3 - 4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он - это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.
Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.
Наш совет: Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.
НЕМНОГО О СОДЕРЖАНИИ
Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а «ужастики», фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством.
Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: «А что это дядя делает с тетей?» При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким образом взрослые делают друг другу приятное.
Чтобы ребенок случайно не увидел жестоких сцен, вы в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы телевизор не работал все время в фоновом режиме. Когда малыш неуверенно спрашивает: «Он ведь не по-настоящему умер?», уверьте его, что он прав, что перед ним всего лишь картинки, которые не могут быть до конца правдивыми. Это сложнее объяснить, если речь идет о фрагменте документального фильма или новостей. В этом случае не стоит отрицать, что увиденное не имеет ничего общего с реальностью. Объясните, что увиденное - не что иное, как взгляд режиссера на происшедшее, а он видит только часть реальности. Более старшие могут понять, что все изображения снимаются с определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.
Если же вы сами хотите посмотреть фильм с неоднозначным содержанием сделайте так, чтобы ребенок при этот не присутствовал.
Что касается фантастики, то страх перед будущим, особенно перед вселенскими катастрофами, присуща каждому человеку. Это страх перед неизбежностью смерти и неизвестность жизни. Вызвать его у малыша, который уже немного понимает содержание фильмов, легко, а справиться с ним ребенку очень трудно. Если малыш все же умудрился увидеть испугавший его фильм, будьте внимательны к нему: возможно, ему понадобится ваша поддержка, но он не сможет сообщить об этом из-за недостатка слов и опыта.
Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети удивительно доверчивы в том, что касается noтери любви. Поэтому, увидев историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш сразу же идентифицирует себя с главным героем и потом будет долго переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не трудно.
Многие говорят: «Телевизор — это зло, от которого надо оградить наших детей». Однако это мнение основывается на слишком скоропалительных выводах. Наверное, взрослые забыли, что когда-то сами были детьми и с упоением смотрели телеви*зионные сказки и мультфильмы. Телевизионное искусство, так же как и кино, очень многообразно и разнопланово. Да, действительно, существуют кинофильмы и телепередачи, которые рано смотреть детям. Ребенку незнакомо большинство «взрослых» проблем, которые решают телевизионные персонажи. Обладая очень чуткой восприимчивостью, дети погружаются в чуждый им мир острых драматических переживаний, в результате ухудшается сон, ребенок становится нервным и раздражительным. Родителям нужно очень внимательно следить за тем, какие программы смотрит ребенок. Детские фильмы и сказки не то что можно, а даже нужно смотреть ребенку. Надо приобщать детей к настоящим произведениям телевизионного искусства, воспитывать их вкус. Не стоит разрешать ребенку во время выполнения уроков смотреть даже самые увлекательные телевизионные передачи. Концентрация внимания сразу на нескольких объектах приводит к перенапряжению глаз.
За детьми, как известно, нужен «глаз да глаз». Обязательно следите за тем, как ваш ребенок смотрит телевизор. Прежде всего помните о трех факторах, которые нужно контролировать при просмотре телепередач: качество изображения на экране, расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате. Не садитесь слишком близко к телевизору, не ленитесь отодвинуться дальше от экрана. Лучше вообще не смотреть телевизор, чем день ото дня портить свое зрение из-за элементарной невни*мательности к предельно простым правилам просмотра.
Как у ребенка, так и у взрослого чаще всего утомление и болезненное напряжение зрения возникает из-за просмотра телепередач в темноте. Дело в том, что глаза приспосабливаются к мраку, их чувствительность возрастает и, естественно, — изображение на экране предстает перед нами более четким и ярким. Но в то же время глаза почему-то быстро устают. Все очень просто — это дает о себе знать большой контраст между темнотой комнаты и ярким свечением экрана. При просмотре телевизора включите в комнате верхний свет или, в крайнем случае, настольную лампу, но только так, чтобы не было отсветов в экране телевизора. В солнечную погоду прикрывайте окна легкими шторами, так как из-за яркого солнечного света видимость на экране телевизора значительно ухудшается, создавая дополнительное зрительное напряжение.
Дети любят смотреть телевизор в самых разнообразных позах. Однажды я зашел в гости к своим знакомым и был немало удивлен, обнаружив, что их ребенок смотрит телевизор, свесившись вниз головой с дивана. Надеясь на благоразумие родителей, я в первый момент не стал делать малышу замечание. Когда уже прошло без малого 15— 20 минут, а дитя все висело подобно обезьяне на ветке и таращилось в телевизор, мне пришлось силой пересадить ребенка на стул и объяснить всей семье, что зрение нужно беречь с детства.
Если вы или ваш ребенок носите очки, то во время телепередачи их нужно обязательно надевать, чтобы зрение излишне не напрягалось.
Многие включают телевизор сразу, как только пришли домой, а выключают его, ложась спать. Некоторые жалуются: из-за телепередач поздно ложатся спать, ничего не успевают, как будто не догадываются, что можно просто выключить телевизор. В плену у телевизора нередко находятся как взрослые, так и дети. Проверьте, сколько времени в день, в неделю вы проводите у телевизора! Зачастую утомляемость и нервозность детей связана как раз с многочасовым просмотром телепередач. Такие нездоровые реакции возникают из-за периодического изменения освещенности экрана и световых пульсаций.
Врачи пришли к выводу, что продолжительность просмотра телепередач для детей до 7 лет в день не должна превышать 30—40 минут, от 8 до 12 лет — 1 часа, от 12 до 14 — 1,5 часа. От 14 до 17 лет — 2 часа. Большинство врачей рекомендуют детям смотреть телепередачи не чаще 2—3 раз в неделю. Перегрузка зрелищными впечатлениями может неблагоприятно отразиться на нервной системе ребёнка: возникнут повышенная возбудимость, раздражительность, тревожный сон.
Если ребенок из-за болезни остался дома, то не разрешайте ему целый день смотреть телевизор, это еще больше утомит его и не будет способствовать выздоровлению.
Как и всякая зрительная работа, просмотр телепередач нередко приводит к утомлению. Напряжение зрения объясняется не спецификой телевидения, а дополнительной нагрузкой на органы зрения.
Близорукость, к примеру, возникает вследствие длительной и напряженной зрительной работы на близком расстоянии, зачастую выполняемой в неблагоприятных условиях освещения.
Многие дети не отказывают себе в удовольствии, приготовив ужин, расположиться у телевизора. Они даже не подозревают, какой вред наносят своему желудку. Если на телеэкране демонстрируется, к примеру, фильм ужасов, то волей-неволей вы пере*живаете за персонажей. Любое волнение при просмотре захватывающего фильма передается желудку, и в результате пища переваривается неправильно. Регулярный просмотр телепередач во время еды может привести к язве желудка или ожирению.
|