Цитата:
Сообщение от 01ga
(Сообщение 10666085)
Может быть у кого-то учатся дети по этой программе, есть какие-то проблемы, связанные именно с программой, а не с учителем и особенностями ребёнка?
|
А как Вы предлагаете отделить одно от другого?
Качество обучения по любой программе зависит, в первую очередь, от учителя. Он (точнее, чаще всего, она) является главной частью процесса обучения в начальной школе. Создаёт психологическую атмосферу в классе (желательно благоприятную), организует деятельность (или бездеятельность) учеников в классе, а также контроль и самоконтроль этой деятельности, регулирует качество и количество заданий (хорошо бы, с учётом индивидуального подхода, который провозглашается, но далеко не всегда применяется на практике).
Для того, чтобы оценить программу без учителя, необходимо либо иметь навыки методической работы и, соответственно, анализа этого вида деятельности, либо пробовать обучать ребёнка самостоятельно дома, без учителя. А вот особенности ребёнка нельзя исключить никак, увы :004:.
Что касается непосредственно программы XXI век, то, на мой взгляд, в ней очень сильная филологическая составляющая. Курс русского языка весьма насыщенный. Неплохой курс "Литературное чтение" с элементами анализа произведений. Математика заметно слабее, чем некоторые другие курсы (в других программах), но учителя добавляют дополнительные пособия для автоматизации, например, навыков счёта или для обучения алгоритмам решения типовых задач. Выбор этих пособий, опять же, зависит от учителя (как его отделить) и, по-видимому, от учеников - то, что нужно одним, может совершенно не понадобиться другим (быстро выучили, быстро поняли, ...) - как тут отделить способности? Про "Окружающий мир" не могу сказать определённо - по-моему, не лучше и не хуже, чем другие подобные. Есть некоторые раздражающие моменты - например, в 1-м классе задания в рабочей тетради мало согласовывались с материалом учебника, или некоторое (незначительное IMHO) несоответствие научным представлениям (классификациям, ...), но если учесть, что всё это не для заучивания, а лишь для ознакомления, то можно и не обращать внимания.
Жалобы родителей детей, которые учатся по этой программе связаны, в основном, не со сложностью изучаемого материала, а с большим количеством заданий или их большим объёмом. А вот, связано ли это непосредственно с программой или с амбициями учителя (или просто её представлениями о количестве заданий), отследить очень сложно. А ещё некоторые учителя, бывает, игнорируют рекомендации методических пособий, которыми сопровождается программа, и изменяют методику до неузнаваемости. То, что дано для ознакомления, дают для заучивания. Те задания, которые рассчитаны на учеников с творческими способностями (и помеченных соответствующими значками), они обязывают выполнять всех. А ведь только немногие дети способны к продуктивной творческой деятельности. Другие могли бы отлично учиться, выполняя только задания на репродуктивную деятельность (воспроизведение с некоторыми изменениями - списать, вставить, подставить, ...), но их старания недооцениваются, и мотивация угасает. Школы перегружены всякими инструкциями по оформлению (те самые клеточки сверху, слева, отступы, ...), которые в программах с большим количеством материала IMHO действуют губительно на познавательный интерес и мотивацию учения (особенно в младших классах - пока считал, забыл уже, что хотел написать). Руководитель программы XXI век Виноградова в одном из интервью сказала, что учитывать грамматические ошибки при оценке работ по математике недопустимо (а уж тем более, учитывать "священное" для многих учителей понятие "оформление"). Но учителю, зачастую, важнее мнение завуча, который требует соответствия своим инструкциям, а не мнение руководителя методики, по которой ведётся обучение.
Да и согласитесь, как учитель доносит материал до учеников, тоже важно, а также способности большинства учеников класса очень влияют на усвоение материала.